Когда Михаилу Хариту было 60 лет, он написал книгу “Рыбари и виноградари”. Это было в 2015 году. А до этого он тоже писал книги, но другие. Например, “Долговечность конструкций из железобетона и бетона с учётом неблагоприятного влияния внешней среды” он написал в 1982, когда ему было 27 лет. Уникальный человек! А еще он в 2003 был назван американским изданием The New York Times успешным архитектором и строителем России. Много чего. Можно позавидовать такой полнокровной жизни. Я прочел первую часть дилогии “Рыбари и виноградари”, которая называется “Королева принимает по субботам”. Отзывы о ней сплошь положительные и даже восторженные. Все так. Но!
С первых страниц книги я настроился на серьезный текст. Одно название чего стоит. Рыбари – библейские ловцы душ человеческих. Виноградари – оставленные Богом на земле люди для присмотра за человеческим стадом. Вступление впечатляющее. Эпиграфы из древних текстов. Видно автор – эрудит. А еще балагур, как выяснилось по мере продвижения за середину первой книги. Знаете, бывает, соберется компания, и есть в ней один у кого “язык без костей”. В лице писателя Михаила Харита имеем человека умного с языком без костей. Это хорошо! Для литературного произведения в определенном стиле. А чего я хотел-то? Я хотел философии, уж коль библейскую тему и тему смыслов жизни человеческой Харит затронул. Но здесь нет этого. Сколько я не пыжился и даже пытался мысленно оппонировать автору. Нет. В “Рыбарях и виноградарях” Михаила Харита только стеб. Герои ищут Бога. Буквально. Так и хочется процитировать: “Бога никто не видел”. Вроде, умные ребята (один из компании наизусть цитирует Библию), но в этой части им автор устроил помутнение рассудка. А если нельзя увидеть Бога (еще Блаженный Августин пришел к такому выводу), то не случилось бы книги у Харита. И хоть герои Бога не нашли, но всю книгу провели в его поисках. Думали, найдут :-)
Вы скажете, что не стоит так серьезно относиться к художественной литературе. Вы, конечно, правы! Это легкое чтиво. Такого можно понаслушаться в кругах интеллигенции, если вдруг разговор о Боге зайдет. Так и Михаил Харит обвесил досужие разговоры и бытовую философию библейскими сюжетами. “Рыбари и виноградари” – это новогодняя елка. Ровно такая же ситуация с книгой “Две жизни” Конкордии Антаровой. И такая ситуация меня смущает. Не стоит на некоторые темы хохмить.
В остальном, это хорошее интеллектуальное чтиво. Сюжет в первой части “Королева принимает по субботам” построен интересно. В ней четыре части, посвященные четырем молодым рыбарям: Везунчику, Ведьме, Палладину, Волшебнице. Окружающий их мир подается с четырех концептуально различных точек зрения. Интересный прием. Похоже на “Ночной дозор” Лукьяненко. Там тоже повествование ведется и от лица Белых, и от лица Черных.
Чем закончилась первая часть харитовской дилогии? Один из главных героев (Волшебница) начала понимать, что она и есть Бог. Вот так, не больше и не меньше. Напомнило охлобыстинскую “Магнификус II” или “XIV принцип” – геймер, просидевший за компьютером энное количество лет, вдруг осознает, что он и есть создатель мира в своем компьютере, а, следовательно, он есть бог.
Во время чтения я постоянно пытался сравнить творчество Виктора Пелевина с книгой “Рыбари и виноградари” Харита. Сродство есть. Поэтому если у вас вопрос: “Что почитать наподобие Пелевина?”, смело беритесь за “Рыбари и виноградари”. Но, хоть у Виктора и переизбыток извращений, все же, мне кажется, что он более глубоко подходит к вопросам, меня интересующим. Пелевин – философ и практик, а Михаил Харит просто полиглот-балагур. Хотя, я может и ошибаюсь. Все решится во второй части – “В начале перемен”. Забегая вперед, скажу, что уже начал ее читать и пока ни что не предвещает богатой философии. А местами похоже на ЛитРПГ. Все самое модное собрал автор, переварил и сочинил свою Историю. Читать интересно, но не глубоко.