Тысячеликий герой Джозеф Кэмпбелл
“Тысячеликий герой” Джозеф Кэмпбелл

Вы как относитесь к мифам? А какие мифы вы знаете? Мифы Древней Греции? Зевс, Аполлон, Посейдон… Сказка? Я тоже так думал. И думал, что все так думают. Оказалось – нет. После прочтения книги Джордана Петерсона “Карты смысла. Архитектура верования.”, я понял, что некоторые думают иначе. Вспомнил про Эдипов комплекс Фрейда – это уже несколько ближе к обыкновенным разговорам обыкновенных людей. И понял, что некоторые ученые весьма серьезно относятся к мифам. Другие ученые над ними смеются, но первых это не смущает. У меня сейчас сложилось устойчивое мнение, что “здесь что-то есть”. И после книги Петерсона я взялся за чтение книги “Тысячеликий герой”, написанной в 1949 году американцем без ученого звания, Джозефом Кэмпбеллом.

Книга переведена на множество языков. Ее тиражи огромны. Даже сейчас ее не купить дешевле 500 рублей. Поговаривают, что сам Джордж Лукас ее читал и был ею вдохновлен на создание “Звездных войн”. А Питерсон – клинический психолог, профессор университета Торонто, часто и помногу цитирует “Тысячеликого героя” в своей главной книге “Карты смысла. Архитектура верования.” А еще был Карл Густав Юнг из этой темы. Я пока еще до него не добрался, но уже скоро. Его книги при очень большой цене пользуются большим спросом и издаются большими тиражами, что говорит об успехе темы мифов.

Таким образом, получаем, что официального признания темы мифов нет, но есть огромный спрос и интерес у ученых с именем. Нужно разобраться!

Чем глубже постигают люди мифы, с каждой возрастающей степенью их детальности, с все возрастающем уровнем привязки их к нашему быту (ведь именно в повседневную жизнь их хотят затянуть), все острее и острее встает ВОПРОС: Как такое Чудо могли сотворить древние люди? Как они обрели эти мифы? Происхождение мифов волнует сильнее и сильнее с каждой прочитанной книгой, их возвеличивающей!

Доказать реальность создания мифов людьми невозможно. Представить возможность создания мифа путем сложения усилий людей, на протяжении десятков (а может тысяч) тысячелетий, желающих запечатлеть свою Историю – вполне возможно. Человек испытывает желание запечатлеть свою Историю. И так было всегда… Ну, а поскольку представление об устройстве мира в те дальние века было ненаучным, то и герои Историй специфичные. Джозеф Кэмпбелл призывает не разглядывать самих героев мифов:

Мы можем усомниться в том, что такая сцена в действительности когда-либо имела место. Но это ничего для нас не меняет, так как сейчас нас интересуют проблемы символизма, а не историчности. Нас не особенно волнует, были Рип ван Винкль, Камар-аз-Заман или Иисус Христос реальными историческими личностями или нет. Нас интересуют не их истории, а «истории про них» и такие истории настолько широко распространены по всему миру – в разных странах и о разных героях, что вопрос о том, был ли тот или иной герой универсальной темы реальным человеком, может иметь лишь второстепенное значение. Преувеличение значимости этого исторического элемента привело бы нас к путанице, оно попросту может размыть истинный смысл этих посланий.

То есть, мы не можем доказать реальность мифов (все это понимают и не ждут доказательств), и потому мы должны отмести попытки доказательств (легко сказать, когда так хочется доказательных фактов) и рассматривать только “истории про них”. Это ценно! Ужасно хочется ввернуть крепкое слово для характеристики того, почему мне это сложно.

 Символы – это всего лишь средство передачи мысли; было бы ошибкой отождествлять их с тем, что они в конечном счете выражают, то есть с их содержанием. Какими бы привлекательными или впечатляющими они ни казались, они остаются всего лишь средством, которое адекватно приспособлено к уровню восприятия тех, к кому обращены. Поэтому личность или личности Бога – представлены ли они в образе троицы, пары или одного бога, в политеизме, монотеизме или генотеизме, образно или словесно, как документально подтверждаемый факт или как апокалипсическое видение – никто не должен пытаться объяснять или интерпретировать их как предмет или явление материального мира. Проблема теолога заключается в том, чтобы сохранить свой символ «полупрозрачным», так чтобы он не загораживал собой тот самый свет, который должен сквозь него пролиться. «Ибо только тогда мы истинно познаем Бога, – пишет св. Фома Аквинский, – когда верим в то, что Он намного превосходит все то, что человек может когда-либо помыслить о Боге». И в «Упанишадах» сказано в том же духе: «Знать – значит не знать; не знать – значит знать». Ошибочно отождествлять средство постижения с сутью постигаемого может привести не только к пустой трате чернил, но и к непоправимому и непростительному кровопролитию.

Или вот:

…если не задаваться вопросом о том, что такое миф сам по себе, а тем, как он воздействует на умы, что он значил для человечества в прошлом и что может значить сегодня, оказывается, что мифология, как и сама жизнь, отражает все человеческие чаяния, все, к чему стремятся целые народы и эпохи жизни человечества.

Вот с этим нельзя не согласится! Получается, никто не знает, что такое МИФ, но ученые доказали, что, независимо от этого, воздействие мифа на всех без исключения нельзя не заметить.

Тысячеликий герой – говорящее название книги. Джозеф Кэмпбелл проделал большую работу для доказательства факта высокой степени подобия мифов разных народов. Все мифы – это Одна История об Одном Герое, рассказанная разными людьми. Кэмпбелл справился с поставленной задачей. На протяжении всей книги он сравнил множество очень разных историй и привел читателя к выводу – История Одна. В конце книги Кэмпбелл на нескольких страницах говорит о том, что Сейчас, как и всегда Человечеству, чтобы выжить требуется Герой. Джордан Петерсон в своей книге “Карты смысла. Архитектура верования.” значительно меньше тратит усилий на доказательство правомочности мифов. Он более тщательно рассматривает вопрос о том, кто такой Герой и как им стать. Таким образом, можно заметить, что научный мир как бы смирился с невозможностью увидеть происхождение Мифа и уже принял его, как инструмент, и уже оперирует этим инструментом.

Комментарии  

0 # Antonina 26.12.2020 11:39
Книга написана в 1949 году для любителей мифологических произведений. Интересна и познавательна для читателя. Автор произведения, благодаря своим познаниям в науке антропологии, преподнес аудитории интереснейшие факты своих наблюдений, поэтому его книга выпущена многомиллионными экземплярами. Джозеф Кемпбелл рассказывает о приключенческих путешествия главного героя, который покинул обычный мир и перенесся в мир сверхъестественный. В дальнейшем, на сюжете этой книги был снят фильм "Звездные войны".

 
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Владимир 26.12.2020 11:53
Не уверен, что Звездные Войны сняты на сюжете книги “Тысячеликий герой”. И антропология здесь не фигурирует :oops:
Кемпбелл исследовал мифологию, но писал не для "любителей мифологических произведений"!!! Вы книгу читали сами?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"Счастливый ребенок" Андрей Курпатов

"Счастливый ребенок" Андрей Курпатов

Воспитывать ребенка бесполезно по его мнению Андрея Курпатова

Подробнее...
“Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа” Александр Марков

“Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа” Марков

Бога нет, религия вредна, души нет, альтруизм выгоден альтруисту...

Подробнее...
“Эволюция человека. Обезьяны, кости и гены” Марков

“Эволюция человека. Обезьяны, кости и гены” Марков

Не было никакой конкретной обезьяны, от которой мы произошли.

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах