Серия «Роза ветров» предназначена, как мне кажется, исключительно для женщин. Но это не просто любовные романы. Каждая книга так или иначе затрагивает тему угнетения женщин. В основном, писательницы из стран Востока, а повествование – про прошлые века. По-моему, «Желтый крокус» - единственная из всех книг серии, в которой речь идет про Америку середины 19 века.
История отношений белой девочки и ее чернокожей кормилицы-рабыни. Совершенно не пасторальная, как в «Унесенных ветром», например. Что чувствует женщина, которую заставляют бросить своего ребенка и кормить чужого? Сначала она, совершенно по Чехову, как в рассказе «Спать хочется» думает – да не придушить ли белую малютку. Но нет, смиряется.
Гораздо интереснее, что в голове у «белой» матери. Вот она родила и спокойно отдает девочку рабыне, чтобы та ее кормила, укачивала, пела ей песни. Хозяйка плантации добровольно отказывается от контакта с ребенком, от самой сути женской природы – для чего? Чтобы вышивать, точить лясы, отдавать распоряжения, покупать наряды и мериться богатством и положением. Сомнительные радости…
Напрашиваются аналогии и с нашим дворянством и крепостными. Все то же самое, прямые параллели. Видимо, так развивается общество. Но наступает переломный период. Старый мир рушится, получается конфликт. Причем не только рабов и господ, но и конфликт поколений, усилившийся прогрессивными идеями.
Сразу несколько интересных тем возникает. Например, должны ли дети быть благодарными родителям за то, что те воспитывали их в том же стиле и духе, должны ли продолжать удобную, но противоречащую всякой морали и понятиям о добре и зле жизнь?
Сейчас нам легко говорить, что нужно следовать зову сердца, жениться по любви и жить по совести. Тогда раз заведенный механизм практически не давал сбоев. Не у каждого хватит сил предпочесть бедность и идеалы обеспеченной устоявшейся жизни. В романе этот момент решен довольно неуклюже и не слишком правдоподобно. Впрочем, вот до чего доводит, когда отдаешь ребенка на воспитание той, кого и за человека-то не считаешь.
В «Желтом крокусе» слишком много физиологии. Здесь и роды с осложнениями и неловкое описание любовных сцен. К композиции и языку тоже есть вопросы. По зачину это тянет на большую сагу, а уложилось в тонкую книжку. Пропускаются целые десятилетия, зато полдня родов смакуются несколько листов. Зачем?
Характеры недостаточно прописаны, скорее, мы следуем стереотипам, полученным из других книг и фильмов. Кормилица выглядит холодной, несмотря на некоторые фразы и уверения, что она любила девочку. Язык уж слишком легкий, даже местами примитивно написано. Много штампов. Такое ощущение, что писательница почитала книги про ту эпоху, а теперь пересказала «своими словами». Нет узнаваемого авторского стиля.
Книга очень сентиментальна, давит на жалость, из большинства женщин она гарантировано «выжмет слезу». Если вы открыты для таких эмоций, хочется сопереживать и порассуждать о том, как угнетают и обижают женщин – тогда книга понравится. А также, когда хочется почитать любовный роман, но не слишком глупый и примитивный, а с претензиями на «женский вопрос». Если хочется чего-то интеллектуального – то нет.
Другие книги серии мне понравились больше, например, Лиза Си «Пионовая беседка», в которой кроме вышеозначенных тем еще много рассказывается о мифах Китая и загробном мире.