Желтый крокус Лайла Ибрагим
"Желтый крокус" Лайла Ибрагим

Серия «Роза ветров» предназначена, как мне кажется, исключительно для женщин. Но это не просто любовные романы. Каждая книга так или иначе затрагивает тему угнетения женщин. В основном, писательницы из стран Востока, а повествование – про прошлые века. По-моему, «Желтый крокус» - единственная из всех книг серии, в которой речь идет про Америку середины 19 века.

История отношений белой девочки и ее чернокожей кормилицы-рабыни. Совершенно не пасторальная, как в «Унесенных ветром», например. Что чувствует женщина, которую заставляют бросить своего ребенка и кормить чужого? Сначала она, совершенно по Чехову, как в рассказе «Спать хочется» думает – да не придушить ли белую малютку. Но нет, смиряется.

Гораздо интереснее, что в голове у «белой» матери. Вот она родила и спокойно отдает девочку рабыне, чтобы та ее кормила, укачивала, пела ей песни. Хозяйка плантации добровольно отказывается от контакта с ребенком, от самой сути женской природы – для чего? Чтобы вышивать, точить лясы, отдавать распоряжения, покупать наряды и мериться богатством и положением. Сомнительные радости…

Напрашиваются аналогии и с нашим дворянством и крепостными. Все то же самое, прямые параллели. Видимо, так развивается общество. Но наступает переломный период. Старый мир рушится, получается конфликт. Причем не только рабов и господ, но и конфликт поколений, усилившийся прогрессивными идеями.

Сразу несколько интересных тем возникает. Например, должны ли дети быть благодарными родителям за то, что те воспитывали их в том же стиле и духе, должны ли продолжать удобную, но противоречащую всякой морали и понятиям о добре и зле жизнь?

Сейчас нам легко говорить, что нужно следовать зову сердца, жениться по любви и жить по совести. Тогда раз заведенный механизм практически не давал сбоев. Не у каждого хватит сил предпочесть бедность и идеалы обеспеченной устоявшейся жизни. В романе этот момент решен довольно неуклюже и не слишком правдоподобно. Впрочем, вот до чего доводит, когда отдаешь ребенка на воспитание той, кого и за человека-то не считаешь.

В «Желтом крокусе» слишком много физиологии. Здесь и роды с осложнениями и неловкое описание любовных сцен. К композиции и языку тоже есть вопросы. По зачину это тянет на большую сагу, а уложилось в тонкую книжку. Пропускаются целые десятилетия, зато полдня родов смакуются несколько листов. Зачем?

Характеры недостаточно прописаны, скорее, мы следуем стереотипам, полученным из других книг и фильмов. Кормилица выглядит холодной, несмотря на некоторые фразы и уверения, что она любила девочку. Язык уж слишком легкий, даже местами примитивно написано. Много штампов. Такое ощущение, что писательница почитала книги про ту эпоху, а теперь пересказала «своими словами». Нет узнаваемого авторского стиля.

Книга очень сентиментальна, давит на жалость, из большинства женщин она гарантировано «выжмет слезу». Если вы открыты для таких эмоций, хочется сопереживать и порассуждать о том, как угнетают и обижают женщин – тогда книга понравится. А также, когда хочется почитать любовный роман, но не слишком глупый и примитивный, а с претензиями на «женский вопрос».  Если хочется чего-то интеллектуального – то нет.

Другие книги серии мне понравились больше, например, Лиза Си «Пионовая беседка», в которой кроме вышеозначенных тем еще много рассказывается о мифах Китая и загробном мире.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

“Метель” Владимир Сорокин

“Метель” Владимир Сорокин

Мазь Вишневского, как универсальное средство.

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах