Град обреченный Стругацкие
“Град обреченный” Стругацкие

Ох как же много вопросов было задано братьям Стругацким по содержанию романа “Град Обреченный”! Сколько мнений! Сколько толкований! Когда Воронин ведет шахматную партию в блуждающем доме – сколько там фигур! В каждой можно кого-нибудь признать. Фанаты раскладывают на молекулы книгу и спорят, спорят, спорят.

Но для чего это нужно?

За деревьями - лес не виден

Предпочитаю не вдаваться в подробности. Населили блуждающий дом Стругацкие политическими деятелями. Теми населили, что у Воронина в голове. Воронин в начале романа кто? Воронин – человек твердо уверенный в правильности линии коммунистической партии СССР. В доме были политические лидеры того времени. Разве этого недостаточно? Для чего точно идентифицировать присутствующих? Кто там присутствовал? Ленин был? Сталин, Троцкий, Молотов, Чапаев, Будённый? Это неважно! Важно, что Андрей мучился в попытках познать смысл происходящего. Наплевал, не поняв, и ушел. Отказался от борьбы. Отказаться от борьбы – значит проиграть! Это его волнует, но недолго. Он идет дальше.

В романе “Град обреченный” братья Стругацкие дали концентрат жизни человека. Все, что происходит в романе, могло бы длиться всю воронинскую жизнь и ни к чему не привести. Остался бы Андрей коммунистом. В книге же Андрей за один-два месяца проходит множество стадий раздевания. Ситуации “Града” раздевают главного героя очень быстро. Лишают его идеологии. Он голый в самом конце.

Всем нужна идеология. Она у всех есть. У вас нет? Да, ладно :-) Деньги правят миром? Кто сильный, тот и прав? Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Красота спасет мир? У вас какая? Очень хорошо описано это у Авессалома Подводного. Место, где находятся ценности (идеология), у человека называется - будхиальное тело.

Великая странность заключается в том, что некоторых не удовлетворяют среднестатистические идеи человечества. Может, наоборот? Странность в том, что многих они удовлетворяют! Есть что-то в главном герое, не дающее ему уснуть. Такой тип людей – неспящие. Вечный поиск.

Изя Кацман. Не Создатель, но Хранитель. Странный персонаж романа “Град обреченный”. Он не меняется на протяжении повествования. Он уже цельная фигура со сложившимся мировоззрением. Андрей на низшей стадии своего развития (начало романа) относится к Изе с отвращением. Но в конце голый Воронин слушает Изю со вниманием. Доведенный до отчаяния он принимает философию Кацмана, как единственную ему подходящую.

Изя Кацман рассказывает Воронину, как устроен Мир, и что такое Храм Человечества. Это в самом конце “Града”. Здесь я понимаю, что произносит Изя мои слова. Может, я и был раньше Ворониным, но вот уж лет двадцать, наверное, я – Изя. Стругацкие говорят устами Кацмана.

Удивительна прямота братьев Стругацких. В речи Изи Кацмана все Человечество безжалостно сортируется на несколько категорий. Хлестко, жестко и бескомпромиссно писатели маркируют каждого из нас. Если цели у человека нет, то он либо берет общественную, либо придумывает свою. Храм – понятие уровня Бога. Это такой Бог у Стругацких – Храм Человечества. Некоторым он необходим ровно настолько, насколько другим необходимы общественные цели. Вот такая сепарация от Стругацких. Видимо, наболело у них…  

“Град обреченный” – это не фантастика. Весьма сложно сравнивать этот роман, например, с “Мерцающими” Теда Косматки, “Ложной слепотой” Питера Уоттса или “Задачей трёх тел” Лю Цысинь. Очень много в этом романе Стругацких социального и философского, а фантастическое весьма вторично.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах