Философские исследования Людвиг Витгенштейн
“Философские исследования” Людвиг Витгенштейн

Мы пользуемся им каждый день, час, секунду. Мы учим ему своих детей. Говорим: “способный ребенок. Молодец!”, если тот быстро ему обучается. Мы пользуемся им даже во сне. Мы плачем на нем и радуемся. Посылаем проклятия и благословения. Наш мир - это он. Нет ничего кроме него.

Язык! То, что мы не знаем, но пользуемся. Мы верим, что он нам подвластен. Мы верим, что изучили его. Но что он такое!? Не врет ли он нам. Так ли все на самом деле, как мы говорим на нашем языке. Что есть цвет “красный”? Он для всех одинаков? Если мы соглашаемся, что предмет красный, то означает ли что он одинаково красный для тебя и для меня. Сколько допущения здесь?

Слова! Сначала удивляешься отдельным словам. Повторяешь их по нескольку раз кряду. Наслаждаешься! Потом выражения! Книги! А потом все надоедает. Все не удивляет. Мозг устал… Может Тишина? Поможет?

Философ Людвиг Витгенштейн

Людвиг Витгенштейн пишет, что для избавления от головокружения при изучении математики необходимо подождать некоторое время. Необходимо дождаться, когда новое знание модифицируется в нечто в нас. И только после этого, когда мы каким-то чудесным образом вберем в себя новое, мы сможем сказать – “я понял”. Знакомое чувство головокружения, распирания и чего-то еще, когда пытаешься понять что-то сложное. Не забуду, как однажды взялся прочитать несколько страниц научно популярной книги, на которых объяснялась теория относительности Эйнштейна. Целый букет ощущений, которые Витгенштейн называет головокружением. Думал меня разорвет. Знакомо? На следующий день легче… Мне необходимо носить знание Эйнштейна в себе ежечасно, чтобы оно не ускользало, иначе оно уходит из моего понимания и все нужно начинать сначала. С другой стороны, это выгодно, так как сравнимо с действием бокала вина :-) Разница лишь в том, что вино легко в употреблении, а Эйнштейн труден. Столь же сильно действует и сам Витгенштейн. Читал по 2-3 листа за раз и наступало головокружение. Кто знает, тот поймет меня.

“Как схожи мысли Витгенштейна с Кастанедой” – думал я, пока читал книгу “Философские исследования”. Готовясь к написанию этого отзыва, я порылся в интернете. И, о чудо! На ключ “Витгенштейн Кастанеда” интернет выдал интервью с Карлосом Кастанедой, в котором он рассказал, как прочел Дону Хуану отрывок из Витгенштейна.

Однажды я прочел дону Хуану небольшой отрывок из сочинения Людвига Витгенштейна по лингвистической философии, а он засмеялся и сказал: "Твой друг Витгенштейн слишком сильно затянул петлю вокруг собственной шеи, так что и пойти ему некуда".

Витгенштейн был одним из немногих философов, которые бы поняли дона Хуана. Его мнение о том, что существует много различных языковых игр - наука, политика, поэзия, религия, метафизика, каждая со своим собственным синтаксисом и правилами, позволило бы ему понять магию как альтернативную систему языка и значений.

Интересно, что интервью перевел на русский некий В. Пелевин. Может это тот самый Виктор Пелевин, который написал “Жизнь насекомых”?

Обратная сторона книги “Философские исследования” Людвига Витгенштейна

Мне почему-то кажется, что 99,9% фанатов Кастанеды не читали и не будут читать, даже если им правильно разрекламировать, Витгенштейна. Это будет для них, даже в какой-то степени, оскорбительно. “Кто такой Витгенштейн?” – скажут кактусианцы – “От него даже не пахнет магией тольтеков”. Очень я рад, что смог дойти до книги “Философские исследования”. Рад, что не ограничился только Кастанедой. Мне стало ясно, что Истинные Умы Человечества решают те же проблемы, что и Карлос. Странно это! Но это так!

Философия – битва против зачаровывания  рассудка посредством языка.

Именно эта фраза является квинтэссенцией книги Людвига Витгенштейна “Философские исследования”. То, как общаются между собой все люди, автор называет “языковой игрой”. Слово “игра” несет здесь функцию занижения ценности. То есть, общение людей есть странное, неряшливое, невразумительное бормотание, по мнению автора. Текст книги изобилует вполне доказательными примерами из нашей жизни. Читаешь и все разваливается. Как мы живем друг с другом? Как можем ежедневно договариваться? Используя манеру автора приведу пример иного.

Стройка. Строят высотный дом. При строительстве используют тяжелую сложную технику и опасные материалы. В процессе строительства отдается множество сложных распоряжений. В строительстве участвует множество людей, имеющих разные возраст, квалификацию, национальности… Дом закончен. Как они смогли его построить? Учитывая написанное Витгенштейном, дом не должен был быть построен. Но он стоит, и все трудящиеся живы и уже строят следующий. А как “Новые Горизонты” долетел до Плутона?

Как разбирает язык на составные Людвиг и как потом препарирует все эти составные! Веришь ему! Все так и есть! Сплошное недопонимание и, часто, просто непонимание между людьми. Как связать два факта: дома строятся, к планетам летаем, а между нами лишь “языковая игра”. Может, мы пользуемся двумя разными языками? Один для ответственной работы, а другой для… пусть будет – для жизни. И вот, во все остальное время, пока мы не работаем на ответственной работе, связанной с угрозой для жизни, мы используем другой язык. И наш рассудок зачарован, когда работает на этом другом языке, а философия должна его освободить. (Что-то есть общее с оговорками Фрейда? Оговорок больше в языке для жизни.) Так видит цель философии Витгенштейн? Оставлю решение этого вопроса для себя до повторного прочтения “Философских исследований”

Людвиг в своей книге очень много копается в физиологии мозга. Только копаться нечем! Очень часто он задает вопросы следующего рода: “что происходит в мозге человека, когда…” Ему бы родиться чуть позже, когда было создано МРТ (магнитно-резонансная томография). Я понимаю, что МРТ не решает проблем, но все же. Но и без этого заслуга Людвига Витгенштейна, единственного, как я понимаю, философа, указавшего “куда копать”, очень велика. Сегодняшние витгенштейны, вооруженные методами этого философа и инструментами из разряда МРТ, достигают вершин знаний, столь сильно шокирующих не только обывателей, но и весь ученый мир.

Очаровывает прикладная направленность книги и, наверное, некоторых других трудов данного автора. У меня было в детском возрасте, когда я, глядя на ложку несколько раз повторил слово “ложка”. И случилась магия!!! Слово, именно слово “ложка” перестало вдруг означать что-либо. Если у вас было такое, то вы меня поймете, если нет – нет. Знаю, эту “магию” испытали на себе многие мои знакомые. Витгенштейн касается этого в своих “Философских исследованиях”.

Что же сам Людвиг? Если он так плодотворно работал с темой “языковые игры”, то и сам мог видеть все эти игры в собственном быте. Пользовался ли он своими знаниями. Был ли он адептом собственной философии? Каким он был человеком? Все это весьма мне интересно, и для себя я тему считаю открытой для дальнейшего изучения.

Что за переводчик Л. Добросельский? Именно он перевел имеющийся у меня экземпляр “Философских исследований”. Не добавил ли он мне трудности в восприятии текста? Уж очень ругают его перевод в интернете. Также, пользуясь случаем, передаю привет издательству АСТ и его двум корректорам Т. Остроумовой и Н. Арацкой. Точно знаю, что уж они то точно добавили мне трудностей своими многочисленными ляпами :-(

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

“Складки на ткани пространства-времени” Говерт Шиллинг

“Складки на ткани пространства-времени” Говерт Шиллинг

Эйнштейн, гравитационные волны и будущее астрономии

Подробнее...
“Мечты об окончательной теории” Стивен Вайнберг

“Мечты об окончательной теории” Стивен Вайнберг

Физика в поисках самых фундаментальных законов природы

Подробнее...
“Был ли Бог математиком?” Марио Ливио

“Был ли Бог математиком?” Марио Ливио

Галопом по божественной Вселенной

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах