Смысл существования человека Уилсон
“Смысл существования человека” Эдвард Уилсон

Эта тонюсенькая книжица с громким названием написана Эдвардом Уилсоном в возрасте 85 лет. В возрасте 90 лет Уилсон порадовал издательские агентства еще одной - Genesis: The Deep Origin of Societies. Две свои Пулитцеровские премии, о чем крупным шрифтом заявлено на обложке “Смысл существования человека”, он получил в 1979 и 1991 годах. Что такое Пулитцеровская премия? Газетный магнат США Пулитцер своим завещанием создал фонд, деньгами которого нужно отмечать выдающихся деятелей США в областях литературы, журналистики, музыки и театра. Теперь 101 раз подумаю, когда решу купить книгу автора, награжденного этой премией.

 Эдвард Уилсон автор книги “Смысл существования человека”

Кто все же решится прочитать книгу, далее мой отзыв не читайте, так как я перескажу ее всю.

Книга про муравьев и термитов. И еще о вреде религии.

Все.

На вопрос “В чем смысл существования человека?” Эдвард Уилсон отвечает так:

Смысл существования человека в эпической драме его существования, и еще в том, кем он захочет быть.

Все.

Автор повторяет на протяжении всей книги одни и те же идеи. То есть прям так и повторяет – copy/past. Сейчас я еле удерживаюсь от жесткой критики и сарказма…

Рядом с названием книги на обложке есть еще одна крупная надпись: “Новое понимание эволюции”. Вот это и есть правильное название книги! Сравнивая людей с муравьями (что за мода такая - "Карты смысла" Джордан Питерсон) Уилсон делает вывод, что человек - существо эусоциальное, как и муравьи. И это все из наследия самого автора. Далее про религию, но это он уже заимствовал.

Если захотеть и выкинуть повторы и прочие бла-бла-бла, то 200 страниц книги сократятся до 15-20. Но! Анализируя названия остальных книг (больше никогда не куплю книг этого автора) можно догадаться, что там… опять муравьи :-) На обратной стороне книги так и написано: “известный исследователь жизни муравьев”.

И только один плюс лично для меня я получил от “Смысл существования человека” Эдварда Уилсона. Я не знаю, что имел ввиду автор в следующем фрагменте своего текста:

 «Я» – это главный герой всех воображаемых нами сценариев. Данный персонаж всегда занимает центральное положение в таких сюжетах, и если не участвует в них сам, то выступает в качестве наблюдателя или комментатора. Именно в «Я» сосредотачивается и интегрируется вся информация, получаемая мозгом от органов чувств. Сюжеты, рождающиеся в сознающем разуме, нельзя воспринимать отдельно от физической нейробиологической системы мышления, которая служит и сценаристом, и режиссером, и актерским составом. Наше «Я», несмотря на иллюзию независимости, которую создают такие сценарии, – часть анатомии и физиологии организма.

Кажется, мысль, пришедшая ко мне от прочтения этих слов, самая ценная при чтении этой книги. Человек не может мыслить без компонента “Я”. Этот элемент может присутствовать в виде вариантов. Например: Мы или Они. Любая мысль человека порождается с этим встроенным пазлом. Так или иначе. Вызывают сомнения тексты математического характера. Кажется, это полная абстракция, и “Я” там не присутствует. Но, как-нибудь, уж присутствует. Совсем за рамкой математической картины, может быть… Таким образом, всякая порождаемая человеческим разумом мысль – есть мысль, содержащая “Я”. Так устроен механизм нашего мозга. Если “Я” пропадает, то мышление невозможно. Нирвана! Вроде просто, и в то же время очень глубоко. Спасибо, Эдвард Уилсон!

И еще. Я прекрасно понимаю, что мысль не нова, но Эдвард Уилсон выразил ее словами, мне наиболее понятными. Эгоизм способствует выживанию человека в группе. Альтруизм снижает уровень этой способности, но увеличивает выживаемость группы. Уилсон утверждает, что этот личностный конфликт есть биологическая характеристика нашего вида. То, что люди навертели вокруг эгоизма и альтруизма, мол эгоизм – Зло, а альтруизм – Добро, есть попытка морализации биологии. Эдакие двухпалатники Питера Уоттса.  Эдвард весьма трепетно относится к данному свойству человека и очень высоко его оценивает:

Бесчестие и честь у всякого нормального человека соседствуют и мирно уживаются. Наше эмоциональное непостоянство достойно того, чтобы сохранять его. Это суть человеческого характера и источник нашей креативности.

Помните, как у Достоевского в “Преступлении и наказании”, Лужин (предприимчивый до степени мерзости тип) объявляет о смене моральной парадигмы нового времени. Мол, раньше надо было быть альтруистом, а ноне быть эгоистом прекрасно, т.к. от этого самого эгоизма только всем хорошо. Эдвард Уилсон поставил точку своим “это биологическая характеристика человека и неча тута копия ломать”. Однако, мне думается, слишком быстр автор. Такие же быстрые - “Четыре всадника׃ Докинз, Деннет, Харрис, Хитченс.” Не надо нам морали, мы все наукой поверим. И каждого наукой той убедим. Собрать бы их всех гуртом, и в поле, ну или как минимум заставить прочесть “Преступление и наказание”.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

“Складки на ткани пространства-времени” Говерт Шиллинг

“Складки на ткани пространства-времени” Говерт Шиллинг

Эйнштейн, гравитационные волны и будущее астрономии

Подробнее...
“Мечты об окончательной теории” Стивен Вайнберг

“Мечты об окончательной теории” Стивен Вайнберг

Физика в поисках самых фундаментальных законов природы

Подробнее...
“Был ли Бог математиком?” Марио Ливио

“Был ли Бог математиком?” Марио Ливио

Галопом по божественной Вселенной

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах