Научные битвы за душу Марио Борегар
“Научные битвы за душу” Марио Борегар

Книга издана в серии “Религия. История Бога” издательством Эксмо. На последних страницах размещена реклама других книг из данной серии, и во всех их названиях присутствует слово “Бог”. Все это указывает на отношение к определенному сорту, но все обстоит не совсем так. Давайте разбираться.

Кто авторы “Научных битв за душу”? Марио Борегар родился в 1962 году. Он канадский когнитивный нейробиолог, сотрудник факультета психологии Аризонского университета. Борегар получил степень бакалавра и докторантуру в Монреальском университете в Канаде. Позже он провел постдокторские исследования в Техасском университете и Монреальском неврологическом институте Университета Макгилла. Работая в Монреальском университете, Марио Борегар провел исследование с использованием МРТ для изучения мозга монахинь, переживающих мистические переживания. Он обнаружил, что в восприятии этих переживаний участвует не одно место в мозге, а задействовано множество его областей и систем. Он также изучал мозговую активность людей, которые вновь переживают околосмертные переживания, которые у них были ранее. Все это звучит, на мой взгляд, очень хорошо и придает вес данному труду. Этого же не скажешь про второго автора - Дениз О'Лири. Он всего лишь журналист и фрилансер.

Монахини ордена Кармелитов

Что же замечательного сделал когнитивный нейробиолог Марио Борегар? Было время, когда считалось, что Бог “обитает” в определенной области человеческого мозга. Как только была разработана технология магнитно-резонансной томографии, то она стала излюбленным инструментом молодой тогда науки нейробиологии. Исследователи просили пациентов думать то, а потом другое, и наблюдали за проявлением активности в мозге подопытного. Так вот, Борегар поехал к монахиням ордена Кармелитов и договорился с ними о том, чтобы понаблюдать с помощью МРТ за их мозгом в те моменты, когда они испытывают религиозный экстаз. На основе своих наблюдений Марио вывел, что при божественных переживаниях задействуется не конкретная ограниченная часть мозга, а несколько областей достаточно удаленных друг от друга. Это собственного вся его заслуга в нейробиологии. По крайней мере, в книге не говорится о чем-то еще, и Википедия также не сообщает о других достижениях ученого.

О чем же рассказывается в достаточно объемной книге “Научные битвы за душу” Марио Борегара и Дениза О'Лири? О научных битвах! Читателю предоставляется объемная выборка за длительный период множества перепалок ученых по вопросу существования Бога. То есть, на 95% данная книга — это перечисление аргументов тех, кто считает, что Сознание, и, соответственно, Бог, есть иллюзия человеческого мозга и тех, кто считает, что Сознание существует независимо от мозга, ну, или мозг – некий индикатор состояния Сознания. Как вы понимаете, сам Борегар во втором лагере. Автор не скатывается до уровня “Биоцентризма” Роберта Ланца, но и не поднимается до высот “Сознающего ума” Дэвида Чалмерса. “Научные битвы за душу” – простое перечисление того, кто что сказал. Но и только это – тоже хорошо. Читать книгу мне было интересно, ведь научные битвы на данную тему – сегодня самое интересное для меня. Такие баталии раскрывают содержимое настоящего момента в вопросе отношения Человечества как к самому себе, так и к Богу. На поставленный вопрос нет ответа, с которым сегодня согласны все. Я даже немного расстроился :-)

Обратная сторона книги “Научные битвы за душу. Новейшие знания о мозге и вера в Бога” Марио Борегар и Дениз О'Лири

Сегодня читаю трехтомную монографию профессора философии Огурцова Александра Павловича и на первых страницах узнаю, что методы современной науки отличны от науки до 19 века. Сегодня нужно не защитить свое открытие, а продвинуть его. Вокруг ученого или ученых собирается сообщество поддерживающих их идею. Так ли это? Ну, Фрейд действительно действовал так, а вот Сипноза? Википедия сообщает нам о том, что и у Бенедикта была поддержка. Можно ли что-то утвердить на планете Земля без сподвижников. И у Христа было 12 учеников… Что же избиратели? Как у людей устроен процесс восприятия нового?

Растет во мне убеждение, что люди не особенно заинтересованы в поиске Истины. Возможно, в покупке нового гаджета или квартиры, но не Истины. Есть различные правды в жизни каждого отдельного человека. Это весьма интересует всех. Но когда в компании вам вдруг вздумается задать вопрос о смысле жизни, то друзья ваши посмотрят на вас как на чужого. Это есть некое табу. Пространные рассуждения о том, что мы тратим свою жизнь впустую, могут вызвать агрессию в вашу сторону. Ежедневные проблемы и эффективные их решения – это предмет большинства размышлений и разговоров. Ежедневное! Не глобальное! С практической точки зрения именно такие темы важны. Почему так? Это загадка, к которой я и не приступал пока. У Моэма в “Острие бритвы” Изабель Брэдли выдает на данный вопрос четкую отговорку: “Хочу жить полноценной человеческой жизнью! Что толку искать Истину, если так много людей ее искали на протяжении стольких лет и не нашли. Пустое это!”

Какой процент живущих сегодня на планете Земля людей интересуется смыслом жизни. Не своим смыслом - купить квартиру или новый гаджет, а смыслом вообще. Да, что мне до них! Важно другое, что те, кто пишет книги со своими измышлениями на тему смысла жизни вообще, – это очень часто те, кто хочет занять нишу, где кормят. Читая “Научные битвы за душу” Марио Борегара, я невольно соглашаюсь с Виктором Пелевиным и его утверждением, что философы работают за еду. А как еще? Видимо, лагерь проповедующих Бога и сегодня неплохо кормят их избиратели.

Но вернемся к утверждению из книги Огурцова о том, что сегодня идея не может стать триумфатором, а может лишь набрать большее число голосов. Вот Марио Борегара цитирует Карла Поппера:

мы будем все меньше и меньше говорить об опыте, представлениях, мыслях, убеждениях, целях и задачах, и все больше – о мозговых процессах, о предрасположенности к действиям, о выраженном поведении. Таким образом язык сторонников ментализма выйдет из моды и будет использоваться лишь в исторических отчетах, а также в переносном или ироническом смысле. После достижения этой стадии ментализм перестанет подавать признаки жизни, и проблема разума в связи с телом разрешится сама собой.

А это точно поход к Истине? Может, это и не поворот на 180 градусов от Истины, но я твердо уверен, что идет ученое содружество не прямой дорогой.

А как относится к тому, что Марио Борегара в своей книге “Научные битвы за душу” доказывает законность нематериализма, используя слова из лексикона материалистов? Ровно так же, как к словарю Дэвида Чалмерса в его “Сознающем уме”. По заверению Огурцова у Хайдеггера иной лексикон, но я пока еще не читал его основные труды - это вопрос нескольких месяцев.

Возможно, в лагере материалистов сегодня тесно, а в противоположенном еще есть сытые места? Где же философы, работающие не за хлеб? Я отчего-то раньше был уверен, что профессия философа не может быть корыстной. У меня детский максимализм? Книгу с названием “Научные битвы за душу. Новейшие знания о мозге и вера в Бога” должны хорошо покупать? Однозначно – да! Все есть религия и вера. У физиков та же картина. Сами про физиков поразмышляйте, иначе эта рецензия грозит стать бесконечной.

Нет! Конечно мы двигаемся к Истине. Очень извита наша тропа. Напоминает гениальный китайский символ Дао – Инь и Ян. Материалисты и нематериалисты. Два лагеря, непрестанно воюющих друг с другом. Но что-то чем-то постоянно побеждается. Прочтите Бориса Жукова “Дарвинизм в XXI веке”, и вы поймете, во что сегодня превратился дарвинизм. Или у того же автора “Введение в поведение” и узнаете, что от бихевиоризма камне на камне не оставили. Нет, конечно, от бихевиоризма осталось чуть-чуть, но это лишь символ белой точки в черной капле.

Коротко итог. Наука зашла в тупик и разделилась на два больших лагеря. Противники тратят деньги на рекламу своих идей. Истина не найдена. Ждем ученого, который, отрешившись от противоречий, сделает следующий шаг.

Несколько заметок для себя, появившихся в процессе чтения книги “Научные битвы за душу” Марио Борегара.

Первое. Понятие мема, введенное Ричардом Докинзом. Какова степень авторства? Карл Густав Юнг ввел понятие архетип. Разве мем - это не расширение понятия архетипа?

Второе. "iPhuсk 10" Виктор Пелевин. Мировой разум – Океан, а люди – бутылки, плавающие в этом Океане. Авторство такого образа не принадлежит Пелевину. Еврейский каббалист Исаак из Акко говорил о погруженности в Бога как о “кувшине с водой, помещенном в источник с проточной водой”. Пелевин очень много читает… а потом пишет. И этот человек указывает своим читателям не читать философов, дабы те не перепрошили уникальный мозг этого читателя. Это из “S.N.U.F.F.” Виктора Пелевина.

Три. Разобраться с парадоксом, называемым “Квантовый эффект Зенона”. Суть в том, что если измерять (наблюдатель) состояние нестабильного состояния атома, то процесс распада замедлится.

Книга не только познакомила меня с “Квантовым эффектом Зенона”, за что ей большое спасибо, но также сообщила мне о том, что ужасный Сталин дал финансирование на скрещивание обезьян и людей. “Мне требуется новое неуязвимое существо, нечувствительное к боли, выносливое и равнодушное к качеству пищи”. Правда это или нет – узнайте сами. Вот такая сумбурная и эмоциональная книга “Научные битвы за душу” получилась у канадского когнитивного нейробиолога Марио Борегара.

Чего хотят креационисты? Чего хотят материалисты? Материалисты хотят узнать, как все устроено? Креационисты хотят просто молиться? Материалисты не хотят иметь дело с креационистами, всячески от них отмахиваясь или вовсе не реагируя. Креационисты хватают за фалды материалистов, пытаясь их остановить. Словно ученые мешают молиться верующим. И более, того Марио Борегар, Дениз О’Лири и прочие креационисты, хотят влиять на работу физиков. Они буквально хотят указывать, что им исследовать, мотивируя такой подход тем, что физики не работают в области “духовного”.

Пустое? Нужно было прочесть сей труд, чтобы написать такую рецензию.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах