Это второй роман, который я прочитала у Анны Матвеевой. Первым был «Каждые сто лет». И что же – сюжетные линии практически полностью совпадают! И не каждые сто лет, а всего лишь семь) Именно столько прошло с момента выхода «Завидного чувства» до написания «Ста лет».
Совпадают книги не в событиях (хотя частично и в них даже!) – в «расстановке сил». В «Завидном чувстве Веры Стениной» две женских героини с дружбой-соперничеством. В романе «Каждые сто лет» тоже есть эта линия. Юлька – это «Княжна», а главные героини суть одинаковые в этих произведениях. Вот это меня просто поразило.
Такой плагиат самой себя. Повтор, говоря по-русски. Опять мать, которая готова тянуть весь быт и «ребенка со странностями». Снова какие-то случайные мужчины и общая неустроенность, 90-е, безденежье, а потом денежье, но которое не приносит ни счастья, ни удовлетворения.
Вся эта довольно мутная и убогая провинциальная жизнь обильно сдобрена сказочными событиями. Здесь есть те самые русские горки, придающие книге читабельность: взлет «из грязи в князи» и обратно. Кто был никем – тот станет всем, миллионеры из трущоб и вот эта вот вся наивная фигня, которая так нравится обывателям.
Ну, а чтобы роман совсем уж не скатился в чтиво для домохозяек, влюбленных в сериалы, Матвеева поливает его интеллектуальным соусом: вставляет каламбуры, удачные фразы (видимо собранные за годы работы в журналистике) и сыплет к месту и не к месту названиями картин и именами художников.
Ну, а как же, ведь главная фишка книги – странный талант Веры слышать, видеть и обонять то, что происходит на картине, а также безошибочно отличать подлинник от подделки.
Удачная находка – образ зависти. Летучая мышь со сложным набором действий. Здесь писательница применяет богатый словарный запас. Мышь-зависть скребется, вздыхает, гундит, царапает коготками, радуется, злится, вьет гнездо и никуда не собирается. Милый и забавный персонаж, который вовсе не тянет на тяжелое и страшное чувство. В общем, показать зависть не вышло.
Очень удивилась мнению, что Матвеева – это магический реализм. Два хилых штришка магии, которые мелькнули в объемном томе – не тянет на соответствие жанру. Если кто очень хочет современного магического реализма – читайте Клюева «Андерманир штук».
А «Завидное чувство» я бы назвала псевдоинтеллектуальным чтивом для женщин лет 50-ти, которые ностальгируют по молодости, прошедшей в 90-е. Если кому не хватает вульгарных персонажей, братков, новых русских и прочей атрибутики.
Не бросила читать эту книгу только потому, что она прилипчивая как семечки. Как та мышь вцепляется своими коготками и шепчет – ну и чем это может закончиться? А ничем! Такое ощущение, что Матвеевой просто надоело и она решила поставить точку. Можно было плести такие кружева хоть до бесконечности.