Сад Степнова Марина
"Сад" Степнова М. Л.

Не «Сад», а «Смрад». Так надо было назвать этот роман. Вначале Степнова завлекает благоуханием и переливами, зрелыми плодами и эдемскими сюжетами. «И вальсы Шуберта, и хруст французской булки». Но буквально через пару десятков страниц, когда читатель уже познакомился с действующими лицами, приготовился слушать историю в духе «Войны и мира» (ее, кстати, читает героиня, на которую Степнова и ловит наивных читателей), вдруг начинается вонь, мрак, а главным действующим лицом становится вовсе не сад, а… грязь! Именно она решает, кому из героев дать проход к месту действия, в глухое воронежское село, а кому туда, а то и оттуда, хода нет. Жирнея по весне, чавкая водой, она с легкостью убивает, например, врача,  который принимал роды у графини.

Немного о сюжете. Это песня. Престарелая, по мнению света и себя самой (44 года!) графиня вдруг по случайности оказывается в положении (досадная случайность – в ее-то годы). Рожает странную – то ли немую, то ли отсталую – девочку. Граф сбегает в Петербург от позора, а местный холостой и немолодой немец-врач воспитывает ее как дочь. Вместе с графиней, что совсем уж странно. Способы воспитания – это отдельный разговор. Чушь за чушью. Гениальное дитя, которое даже не смеялось, а рычало и смотрело затуманенным взором, вдруг пришло в себя на конюшне от отборного русского мата и заговорило, и засмеялось серебристым голоском… Тут же оказалось, что Туся умеет и читать. Причем снизу вверх и справа налево. Потому как книга отображалась в зеркале, когда немец читал вслух ей перед сном. Какая прелесть!

По ходу дела описываются какие-то чудеса про прошлое врача. Между делом кидаются таинственные намеки на какие-то события. Не все из них потом объясняются. И правда, зачем? Много вони в этой книге. Дурного запаха. Даже описывая молодую девушку, Степнова не может отказать себе в удовольствии и вворачивает фразу, что, мол, изо рта у нее плохо пахло. Не молодым чем-то. А чем? Бабушкиным комодом?))

Давно я так не разочаровывалась. Современная проза, ё-моё. Для женского романа с обилием тем про роды, воспитание, младенцев слишком много тошнотворных описаний. Для кого это написано? Чуть забудешься, тут же тебя «обдает простодушной вонью». Написать столько чуши. По-моему, у нее нет ни одной правдивой вещи. Ребенок умирает от голода, когда вокруг несколько кормилиц+мать? Граф позволил воспитывать своего ребенка и жить у себя в доме какому-то провинциальному врачу? Уж молчу про эту Тусю – так вообще не бывает. Все, что о ней написано, что она делала, как себя вела – Так Не Бывает.

К чему читать эту душную сказку? Слог? Да бросьте. На безрыбье, может быть. И если бы убрать 70%  эпитетов и проветрить это произведение – нуу, может быть. С большой натяжкой. В конце вас ждет очень топорная аналогия с «Вишневым садом» Чехова. И это уже слишком. Не понимаю восторгов вокруг этой книги. После классики эта натужная поделка выглядит нелепо и даже не смешно.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

“Pasternak” Михаил Елизаров

“Pasternak” Михаил Елизаров

Йога, медитация, буддизм…

Подробнее...
“Метель” Владимир Сорокин

“Метель” Владимир Сорокин

Мазь Вишневского, как универсальное средство.

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах