Эту книгу я купила, потому что слышала, что Эндо получил всевозможные литературные премии, и вообще, серьезный писатель. Если бы я знала… По аннотации понять ничего нельзя. Только, что вдохновлялся он, мол, Достоевским. Ну, кто бы сомневался. Другие-то писатели кончились. Вокруг один Достоевский! К тому же у него тоже есть повесть «Двойник».
Итак, Эндо. В повести «Скандал» он размышляет о двойственности человеческой натуры и о стремлении ко злу. Дескать, темная сторона есть у каждого и когда она проснется и возьмет верх – неизвестно. Может, никогда, а может быть… Так и у пожилого писателя, воспитанного в христианской вере, главного героя книги, оказывается, есть нелицеприятная сторона, о которой он даже не догадывался.
Если почитать наших писателей, того же Достоевского, что такое тьма? Это когда завладевает человеком странная идея, в итоге толкающая его на преступление или доводящая до самоубийства. Что такое тьма по-японски? Половые извращения и садизм! Обязательное описание или упоминание пыток или особой жесткости на войне. Мда. Сказать, что я разочарована – ничего не сказать. Тема старости и посещения злачных мест уже была в «Спящих красавицах» Кавабаты, например. Мураками тоже затрагивал некоторые такие темы. Все это смешать, усилить – получится Эндо.
Когда поняла, о чем книга, очень хотелось бросить все это чтение и выкинуть ее куда подальше. Но любопытство, каким же он сделает финал, пересилило, и по диагонали я ее дочитала. Но и в конце меня ждало разочарование. Он предсказуем был с первых строк. К тому же, Эндо сильно утрировал. Например, одна его героиня днем выхаживает больных детей, а ночью предается всяким извращениям. Дескать, в одном человеке может уживаться самое высокое и самое низменное одновременно. Не верю.
Экзотическая для японцев тема христианства тоже маячит где-то на горизонте. К чему он ее приплетает? Конечно, много параллелей. Писатель, как и его герой, был воспитан в христианской вере, перенес операцию на легких, стареет. О себе ли он пишет? О своих тайных помыслах? Все это мерзко.
Единственная мысль, с которой можно согласиться, мелькает в самом начале книги, где писатель размышляет: «изображая темные страсти своих героев, он и сам вольно или невольно подпадает под их влияние. Чтобы отобразить душевное уродство, его собственная душа должна исказиться. Так, описывая ревность, необходимо полностью погрузиться в это состояние, что, разумеется, не проходит бесследно. С каждой книгой он все яснее понимал, каким смрадом разит от внутреннего мира человека».
А то все рассуждают, что писатель отдельно, а его творчество – отдельно. Видимо, это не так! Да он снова цитирует Достоевского, который сказа, что если каждый будет озвучивать всякие потаенные мысли, все мы задохнемся. Ну вот, Эндо озвучил. Очень душно было. Почти непереносимо.