Фридрих Горенштейн. Имя мне, до недавнего времени, незнакомое. Немного о том, почему выбрала эту книгу и купила ее. В аннотации было короткое, но ёмкое предложение: Андрей Тарковский сказал об этом писателе – «Он – гений». После этого надо было срочно узнать, мимо чего я прошла. Горенштейн писал в 80-х годах прошлого века. Практически современник. Было целое направление в литературе писателей – народников, чье творчество было про Россию, народ, деревню и проблемы с этим связанные.
Что же пишет Горенштейн. В книге 4 коротких повести, одна автобиграфическая. Начинает он издалека. Его герои рождаются еще до революции в самой какой-нибудь беспросветной нищете и глухой деревне, голодают, иногда нищенствуют. В начале есть отсылки к Лескову, но гораздо более беспросветно все у Горенштейна. Жестокость зашкаливает, убивают, походя, потом идут куда-то в другое село, более богатое, там как-то устраиваются, работают, получают профессию, кузнеца, например, но жуть продолжается.
Есть еще интеллигенты. Там беспросветность позднего социализма. Безысходность, безнадежность. Светлого нет ничего. Только как у Кафки – выхода нет, и не будет. Смысла в жизни никакого. Даже пейзажи – поздняя осень, непролазная грязь, угрюмое местное население, вечно пьющее, готовое лезть в драку в любой момент, а спасения ждать неоткуда. Чего стоит математик Сорокопут, неизвестно зачем направившийся в какую-то командировку в глухую провинцию и в ночи упавший в яму и сломавший ногу. По-моему, это метафора.
И третий момент, присутствующий во всех произведениях этой книги, по крайней мере, - это размышления о Боге. Как в христианском ключе, так и в ветхозаветном. Даже название «Притча о богатом юноше» отсылает нас к знаменитому «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное». Это не дает покоя главному герою. Он все размышляет о смысле ее. Но духовности никакой от этого не появляется в книгах, даже удивительно. Все люди у него – вместилище зла, и есть ли свет, неизвестно.
Автобиографическая повесть – ну это кульминация тоски. Периодически, Горенштейн, вроде, спохватывается, и говорит, что он любит, дескать, Россию, но считает себя ее пасынком. Примечательно, что сам-то он эмигрировал в Германию и писал эти повести уже там. Незаметно любви никакой. Единственное, что я отметила хорошего в этой трясине – это язык. Все же читать легко, хотя и неприятно.
Писатель еще и сценарист, умеет как-то кинематографически обрисовать какие-то сцены точно. Но это не оправдывает всей картины, написанной исключительно серо-черными мазками, изображая Россию. Я не изучала его биографию, не знаю, чем ему так не угодила родная страна, читать такое крайне неприятно. Но даже если это было и так с его точки зрения, не нужно все вокруг видеть в черном цвете. Хочется процитировать Вертинского:
«И еще понять беззлобно,
Что свою, пусть злую, мать
Все же как-то неудобно
Вечно в обществе ругать».
Комментарии