Записки из подполья Достоевский
“Записки из подполья” Ф.М. Достоевский

В отношении лично меня, действие посыла, вложенного в это произведение, оказалось иным, чем предполагал Федор Михайлович. Теперь я могу догадываться, наверное, о том, что предназначалось повести “Записки из подполья” произвести в сознании читателя, по задумке Достоевского. После более 50 лет жизни, после неоднократных прочтений книг этого великого писателя, после размышлений и споров и после прочтения Московцевой, кажется мне, что я стал ближе к пониманию Достоевского. Впереди еще “Дневник писателя”, “Воспоминания” Анны Достоевской и “Л. Толстой и Достоевский” Мережковского. Мне просто необходимо узнать, каков был мой любимый Писатель.

Всегда, в конце концов, всегда есть два основных Вопроса:

  1. Что хотел сказать Писатель?
  2. Что поняли Читатели?

Не стоит упускать из внимания только эти два вопроса! А то получается, как со мной происходит постоянно – обвиняют меня в том, что я мыслю о произведении то, чего Писатель не говорил. Наверное, со мной такое происходит, а поэтому я смиренно молчу в ответ. Придумал себе в оправдание формулу – “так можно посчитать” и совершенно при этом не претендую на знание того, что хотел сказать Писатель.

Я категорически против прикручивания Писателя и Написанного Писателем к различным направлениям человеческой мысли. Прикручивают ли Достоевского к христианству? Или он истово исповедовал веру в Бога. Как правильно? Я особо против прикручивания Писателя к политическим движениям и религиям, если только он сам об этом открыто не заявлял.

Ф.  М. Достоевский. Фотография М. Б. Тулинова, 1861 г.

Вернемся к Федору Михайловичу. Насколько я сегодня понимаю, есть две версии того “что хотел сказать Писатель” в отношении творчества Достоевского.

Версия первая. Доступна для моего понимания стала после прочтения “Преступление и наказание. Каинова печать и русская революция” Московцевой Наталии. Достоевский был почвенником и глубоко верующим христианином. Все его творчество было доказательством необходимости для человека жизни во Христе. “Сознание – это болезнь” - утверждал Достоевский и звал всех отречься от сознания.

Версия вторая. Моя. По моему мнению, возникающая у всех читателей, кто не интересовался личностью Достоевского, а лишь читал его книги. Федор Михайлович в своих произведениях показал богатейший внутренний мир Человека. Да, порою это жуткое зрелище, как в “Записках из подполья”. Но для меня здесь важно другое. Мы рождаемся, живем и общаемся с другими людьми. Мы изолированы от других людей правилами приличия. Говорим то, что прилично, а думаем всякое разное. Мы думаем, что мы самые неприличные из людей! Ну сами посудите, что у нас? У нас наши слова для других людей, пропущенные через правила приличия, и плюс наши мысли. А что у других для нас? Только слова для других людей, пропущенные через правила приличия. Мыслей-то мы их прочитать не можем. Вот и получается – Я самый плохой, а вокруг ангелы. Что делает Достоевский? Он сообщает нам мысли других. Читая Достоевского, ты понимаешь, что ты не хуже других. Ты понимаешь, что так мир устроен, а не ты родился самым скверным.

Хотел ли Достоевский сделать нас понятнее друг для друга? Вот в чем вопрос! Именно такое действие Федор Михайлович оказал на меня. Другие уцепились за мысль, что сознание – это болезнь и настойчиво утверждают, что он хотел избавления людей от сознания. Осознанного отказа от собственного сознания в пользу Бога. Так ли хотел Писатель?

Как показало время, а в этом году 200 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского, от сознания никто не отказался. По Карлосу Кастанеде, отказ от сознания есть остановка внутреннего монолога. Многие достигли такого? Да, по-прежнему уповают на Бога. И это хорошо! Но невозможно физиологически отказаться от сознания. А вот соблюдать гигиену сознания – важно! По Авессалому Подводному, ментальное тело не должно быть раздуто так, что выпирает за казуальное и тем более за буддхиальное, ну и сущий кошмар, когда сознание выпирает за атманическое. А случается такое сплошь и рядом. Что из этого получается, можно прочитать в книге “Преступление и наказание”. Или вот еще пример – это “Записки из подполья” Ф.М. Достоевского.

По Авессалому Подводному проблема сознания в книге “Записки из подполья” Достоевского

Поток сознания главного героя, выданный Ф. М. Достоевским в “Записках из подполья”, являет собой мутную и злую историю жизни. Подпольщик - человек низкий и подлый хочет во чтобы-то ни стало стать Героем. Да, он умный. Да, он замечательно внимательный к причинам и следствиям. Но от чего при таких достоинствах он такой мизерный?

Автор максимально подробно описывает то, что думает его герой. Но откуда так подробно автор знает, что чувствует тот. Не мне же одному пришло в голову, что подпольщик наделен автором мыслями Ф. М. Достоевского? Где же взять, иначе чем не в своей голове? Вы можете как угодно относится к герою “Записок из подполья”, но по количеству цитирований к общему объему произведения эта книга занимает первое место среди всех книг Достоевского. Я уже неоднократно цитировал на сайте мычитаем.рф любимый мною, Джорданом Питерсоном и многими другими отрывок из “Записок из подполья”, поэтому здесь приведу ссылку на страницу где он содержится в полном объеме - “Эхопраксия” Питер Уоттс. Обыкновенно противность человеческой натуре бытия фортепьянной клавиши приводят, как доказательство бесконечности человеческого существа. Но это некоторые! А другие присоединяют карамазовское “широк человек, я бы сузил” и уж то же, но по другую сторону стоит. Будто Достоевский против сознания и против широты человеческой. И тогда “Записки из подполья” - вершина мастерства Федора Михайловича, побывав на которой, прямой путь в бессознательные христиане.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

“Недо” Алексей Слаповский

“Недо” Алексей Слаповский

Свежий ветер сдул почти готовый пазл Михаила.

Подробнее...
"Сад" Степнова М. Л.

"Сад" Степнова М. Л.

Чуть забудешься, тут же тебя «обдает простодушной вонью».

Подробнее...
"Скандал" Сюсаку Эндо

"Скандал" Сюсаку Эндо

Когда завладевает человеком странная идея...

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах