Тереза Ракен Эмиль Золя
"Тереза Ракен" Эмиль Золя

Золя всегда казался мне скучным писателем. От него веяло чем-то таким…  В общем, все эти тома Стендаля, Дюма, Бальзака, которые повсеместно встречались в советское время, меня совершенно не прельщали.  А когда я еще и Мопассана почитала, решила, что французские писатели – не моё.

Но один отзыв о книге «Тереза Ракен» меня заинтересовал. Девушка написала, что это самая мерзкая книга, которую она вообще брала в руки. Как? Золя – и столько эмоций? – подумала я. Надо срочно читать! Уже в предисловии мне стало все понятно. Писатель оправдывался. Его видите ли, задели критики, которые не поняли, что он хотел описать людей, живущих только страстями, как животные, не имеющих высоких чувств и эмоций подобного рода. Золя призывал читателей быть проницательнее критиков и надеялся, что уж они-то поймут полет его мысли.

Итак, роман написан в 1867 г. «Преступление и наказание» Достоевского – в 1866, «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова – в 1864 г. Очевидно, что это было время, когда в воздухе витали подобные идеи. Причем в разных странах одинаковые. А именно, писатели задумались о внутреннем мире. Очень их заинтересовало, что происходит с человеком после того, как он совершит преступление.

Золя пишет, что его герои, дескать, тупые как животные и живут лишь страстями. Как бы не так! Он как раз последовательно нагнетает внутренний конфликт. Это просто калька с Достоевского – логика та же. Только с идеями у Золя хуже. Его герои – Тереза и Лоран убивают ее мужа, чтобы без помех предаваться своей животной страсти. Но не учитывают перемены в себе. Их начинают снедать кошмары, их желания переменились. Будучи зацикленными друг на друге, они впадают в настоящее безумие. Страсть сменяется ненавистью и финал не за горами.

В чем-то герои ведут себя как животные, но животным не свойственно сожаление и подобные муки. Похоже, совесть все же просыпается в них, но каким-то странным, искаженным образом. Они лишь чувствуют себя все хуже, но не понимают от чего и что им теперь делать.  Я согласна, что книга мерзкая. Описание морга, трупов – все это с садистским удовольствием. Много жестокости, походя, неоправданной. Это монстры, жанр книги – не психология, а триллер просто. Этим она походит на «Парфюмера» Зюскинда. Да и не только описаниями всяких мерзостей. Парфюмер – он ведь тоже лишен спектра чувств, у него в этом плане «две извилины». Но все же эти книги о разном.

Еще пара моментов, меня заинтересовавших. Тереза Ракен – племянница госпожи Ракен, взятая на воспитание в младенческом возрасте. Ее мать – «туземных кровей». Из этого Золя делает целую историю, мол, безудержные страсти кипят под маской у Терезы. Это какой-то штамп. То есть воспитание – ничто, все же кровь – всё? На этот вопрос нет однозначного ответа до сих пор.

Госпожа Ракен – с одной стороны, такая добропорядочная дама, взяла на воспитание крошку, вырастила ее. Но! Совершенно не  обращая внимания на ее потребности, живость, желания. Ее превратили в какого-то ходячего мертвеца. Но в то время и не считались с этим никогда. Мало того, ее выдают замуж за брата. Пусть и двоюродного. Извращение. Где же ее горячая кровь? Да она ни слова не сказала. Ей было, видите ли, все равно. Возможно ли это? А потом считала себя вправе мстить даже в своем роде.

Момент второй: уж так они хладнокровно и прекрасно скрывали свое безумие, что никто, никто не догадался! Да ладно. Это невозможно. Галлюцинации, приступы, бред по ночам, а днем – как ни в чем не бывало, примерное семейство. Золя реальных людей-то видел?

В общем, если Достоевский потрясает и ужасает своим «Преступлением и наказанием», то эту книгу в руки брать уже не хочется. Достоевского мне тоже не хочется, но по другим причинам. В «Терезе Ракен» же – много шума из ничего. Заламывание рук, пученье глаз, мерзость, жесткость, куча смертей – ну прямо страстя страстями погоняют. Пе-ре-бор. Все, хватит с меня Золя.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"Тайна моего мужа" Лиана Мориарти

"Тайна моего мужа" Лиана Мориарти

Бесконечное проживание чужого горя...

Подробнее...
“Бронепароходы” Алексей Иванов

“Бронепароходы” Алексей Иванов

Красные плохие, и Белые тоже плохие, а есть третьи...

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах