Дуэль Антон Чехов
"Дуэль" Антон Чехов

Отзыв Елены. Действие повести разворачивается на Кавказе. Героев немного. Каждый из них олицетворяет целый слой, приверженность идеям.

Так, Самойленко – консерватор, ценности имеет традиционные, всех жалеет, всем дает в долг. Противоположные взгляды его знакомых не смущают Самойленко.

Лаевский – без конца цитирует классиков, врет окружающим и самому себе, заблуждается сплошь и рядом. Самому себе кажется «лишним человеком», «интеллигентом». Являя собой типичного барчука, не желающего ни за что и ни за кого брать ответственность, мнит, что он человек передовой, сбежавший на Кавказ от удушливой атмосферы столиц (а заодно чужого мужа), прихватив чужую жену «жить честно, трудиться, взять клочок земли…»

Я когда слышу про этот клочок земли, мне сразу тоскливо становится. Здесь и Толстой с его вечными закидонами о трудовой жизни, и Тургенев… Впрочем, Чехов и не скрывает аналогий. Так и сыпет именами: Пушкин, Лермонтов, Толстой.

Крах наивных мечтаний наступил сразу: змеи, скорпионы, жара, скукота, клочок земли никто не заготовил. Любовь прошла. Не пора ли бежать обратно, в Петербург? Только там настоящая жизнь!

Любовница Лаевского – легкомысленная женщина, которая раз оступившись, связавшись с ним, опускается все ниже и ниже. Аналогия с Анной Карениной.

Фон Корен. Зоолог. Не чужд самолюбования и гордыню имеет сатанинскую. Считает, что таких, как Лаевский, надо истреблять. Транслирует учение социал-дарвинизма. Тип по-своему такой же неприятный, как и расхлябанный Лаевский, тоже подверженный «новым взглядам» про трудовую жизнь. Фон Корен грезит экспедициями и признанием, а также горит желанием работать день и ночь.

Есть еще молодой дьякон, олицетворяющий церковь. Он смешливый, легкомысленный. Однако, его позиция противостоит, естественно, жутким убеждениям Фон Корена в части избавления от «бесполезных людей».

Фон Корен не только презирает Лаевского, он его прямо-таки демонизирует. Так, в разговоре с Самойленко, Фон Корен утверждает, что с появлением в местечке Лаевского, все стали играть в карты, пить вино и в открытую жить с чужими женами. Во как – ни больше, ни меньше!

Общество тоже непонятно как реагирует на странную чету Лаевских – то ли принимают их, то ли нет, то в открытую высказывают, что о них думают.

Однако Лаевский с любовницей не совсем еще потеряли совесть.  Периодически она их мучает. Но они подавляют эти позывы.

Взаимная ненависть и постоянные колкости доводят Лаевского и фон Корена до дуэли. Зоолог уверен в себе, Лаевский же думает, что пришла его последняя минута. Ведь ненависть Фон Корена и его взгляды прекрасно ему известны.

Неловкая и странная эта дуэль все же состоялась, и только благодаря дьякону обошлось без жертв. Следует ли это понимать так, что Чехов допускает божественное вмешательство? Отношение к религии непонятным осталось для меня. На Кавказе собралось настолько толерантное общество, что об этом отдельно сказано, когда мусульманин и дьякон беседуют.

Конец очень странный и нелогичный. Фон Корен уезжает в самую бурю. Лаевский женится на любовнице и остается на Кавказе. Он много работает, чтобы отдать долги. Дескать, в ночь перед дуэлью он морально переродился. Также и любовница его (правда, по другим причинам, но совесть достала и ее). Конец неудачный. То ли Чехову не удалось раскрыть характеры героев, но не верится вот ни разу ни в какое перерождение подобные. Лаевский для такого слишком слаб. Поэтому  вызывает только разочарование вера Чехова в хорошее.

Отзыв Владимира. Читал по совету тещи. Обсуждали и сравнивали главных героев “Угрюм-реки” Шишкова и “Географ глобус пропил” Иванова. Мол, вот тебе нужно прочитать “Дуэль” Антона Павловича Чехова. Как и обещал – прочитал. Не понял сразу, почему был дан такой совет. И только позже, при следующей встрече, теща указала, что Служкин очень похож на Лаевского. Это да! Согласен!

Многие не верят в чудесное перерождение Лаевского. Жена вот у меня не верит! Ну что ж, натянуто получилось у Антона Павловича. Эдакое чудесное перерождение. Скабичевский Александр Михайлович то же не верит. Пишет, что “от конца повести веет фальшью и пошлостью”. Правду сказать, у меня не вызвало столь сильного отторжения перерождение Лаевского. Катарсис – имя этому процессу. Бывает…

Вопрос в другом. Сам-то Антом Павлович верил? Повесть “Дуэль” написана в 1891 году. Эдакое предреволюционное время. Желание и ожидание катарсиса и перерождения от этого для всей России. Чехов сам оценивает форму повести как фельетонно-беллетристическую. Остались читатели с своими “верю” и “не верю”, и автор не озаботился дать свою оценку происходящему. Я так понимаю, что если бы Чехов “уморил” Лаевского, то все бы поверили. “О! Да! Это наш Антон Павлович! Узнаем!” – сказали бы читатели. А так не признали… И вот еще Служкина бы то же “уморил”, а Иванов отпустил в тайгу. Тяжело, наверное, давалась концовка “Дуэли” Чехову. Писатель пишет о себе и не может иначе. Антон Павлович смог.

До этой повести я считал Чехова не своим писателем. Уж и не упомню, что и когда читал последний раз. Но видимо пришло иное время. Я вырос, и мне стал нравится Чехов. Повесть “Дуэль” мне понравилась, а чем понравилась, сказать сложно. Следующее произведение Антона Павловича мною уже прочитано, также высоко оценено. Это “Палата №6”, и мне так же сложно говорить о ней.

Комментарии  

0 # Екатерина 25.04.2021 10:43
Не соглашусь насчет неудачной концовки. Конечно, может, дело в моем желании верить, что люди меняются.
Лаевский изменился под страхом смерти. Перед дуэлью, когда он думал, что настал его последний час, он осознал, что хочет жить. Эту перемену действительно можно назвать перерождением, ведь затем он начал по-другому проводить день (за работой) и стал иначе относиться к Надежде Федоровне. Лаевский стал сильнее как раз в тот момент, когда решился изменить себя.
В конце фон Корен изменил мнение о Лаевском, заметив в том перемену. Даже признал свою ошибку, пусть и не извинился. Здесь герой представлен совсем с другой стороны. И я считаю, что гордость он победил, несмотря на то, что фон Корен сам так не думает.
Повесть, на мой взгляд, заканчивается логично и обоснованно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"Обитель" Захар Прилепин

"Обитель" Захар Прилепин

Нельзя сказать о Горяинове, что он сделал. Но можно сказать чего он НЕ сделал.

Подробнее...
"Дни Савелия" Григорий Служитель

"Дни Савелия" Григорий Служитель

У кота множество имен и множество временных отрезков, которые он проживает с разными людьми...

Подробнее...
"Список прегрешений" Энн Файн

"Список прегрешений" Энн Файн

Интересный момент – когда вчерашний ребенок вдруг ощущает себя юношей.

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах