Детство Люверс. Охранная грамота Б. Пастернак
"Детство Люверс. Охранная грамота" Б. Пастернак

Еще в школе с Пастернаком не сложилось. «Доктор Живаго» не увлек. И даже фильм не видела. Увидела книгу «Детство Люверс. Охранная грамота». Отзывы были восторженные, сравнивали с книгой «Детство. Отрочество. Юность» Толстого. Разве пройдешь мимо? Купила.

Что мне нравится в этой серии книг, есть предисловие, написанное людьми, разбирающимися в теме. В данном случае это Е. Холмогорова. В предисловии к книге Пастернака цепануло, что это история универсальная, про взросление, и даже, мол, имя героини – Женя – нейтрально.

Прочитав, я с этим категорически не согласна. «Детство Люверс» - это далеко не универсальная повесть. Что я не люблю в Пастернаке – чрезмерно сложный язык, фразы закрученные донельзя. Мне это напоминает какую-то ломаную или кардиограмму. Толстого много обвиняли в слишком длинных фразах, но это они Пастернака не читали.

Через некоторое время привыкаешь вроде, даже смысл начинает вырисовываться. За счет этих постоянных сравнений, описаний природы-погоды, общей тревоги как-то сложно уловить, о чем, собственно, рассказывают. Какие-то сплошные ощущения. Сюжет крайне размазан. Куда-то едут (зачем? Почему?), приехали, там какие-то люди, случаются какие-то события, но насколько они важны – сложно продраться, какой-то горячечный бред.

Зачем писатели-мужчины заигрывают с чисто женским? С взрослением девочки? Мне кажется, они ничего в этом не понимают. Тем более, Пастернак – вот такой абсолютно «мужской» писатель. И странно было в его книгах обнаружить все тот же болезненный интерес к физиологии, к тому, что непринято выставлять напоказ. Откуда ему знать? Да, рассказали, наверное, конечно. Но прочувствовать, это же надо чувствовать, не надо в эти женские сферы… Заканчивается повесть так же как началась – ни конца, ни начала, будто отрывок. Но ведь это законченное произведение.

«Охранная грамота» - вначале жуткая скукота. Но это автобиографическое повествование. Прочитав краткую биографию Пастернака, становится понятно, что к чему. В самой же повести продолжается нервное, как пульс, описание. Такое ощущение, что герой постоянно мечется, куда-то бежит, хочет идеального, максимального, только высшего. Говорят, писатель таким и был. К середине втягиваешься, становится даже интересно. Но все же, в целом, Пастернак мне не близок. Так что, могу теперь сказать, что читала, серия хорошая для ознакомления, может, осилю теперь и «Доктора Живаго».

Комментарии  

0 # Ольга 14.01.2021 08:14
Спасибо за честный и очень интересный отзыв. Давно хотелось взглянуть на авторов школьной программы с другой стороны, не с той, которая отпечаталась в сознании во время уроков литературы, хотя они были крайне интересны и познавательны. Пастернак - автор сложный, согласна. Но теперь я точно обращусь к рецензируемой книге, чтобы пропустить через себя всю эту сложность, и, возможно, ещё раз дойду до "Доктора Живаго", чтобы и в нём раскрыть для себя этого необыкновенного писателя.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

“Недо” Алексей Слаповский

“Недо” Алексей Слаповский

Свежий ветер сдул почти готовый пазл Михаила.

Подробнее...
"Сад" Степнова М. Л.

"Сад" Степнова М. Л.

Чуть забудешься, тут же тебя «обдает простодушной вонью».

Подробнее...
"Скандал" Сюсаку Эндо

"Скандал" Сюсаку Эндо

Когда завладевает человеком странная идея...

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах