Детство Люверс. Охранная грамота Б. Пастернак
"Детство Люверс. Охранная грамота" Б. Пастернак

Еще в школе с Пастернаком не сложилось. «Доктор Живаго» не увлек. И даже фильм не видела. Увидела книгу «Детство Люверс. Охранная грамота». Отзывы были восторженные, сравнивали с книгой «Детство. Отрочество. Юность» Толстого. Разве пройдешь мимо? Купила.

Что мне нравится в этой серии книг, есть предисловие, написанное людьми, разбирающимися в теме. В данном случае это Е. Холмогорова. В предисловии к книге Пастернака цепануло, что это история универсальная, про взросление, и даже, мол, имя героини – Женя – нейтрально.

Прочитав, я с этим категорически не согласна. «Детство Люверс» - это далеко не универсальная повесть. Что я не люблю в Пастернаке – чрезмерно сложный язык, фразы закрученные донельзя. Мне это напоминает какую-то ломаную или кардиограмму. Толстого много обвиняли в слишком длинных фразах, но это они Пастернака не читали.

Через некоторое время привыкаешь вроде, даже смысл начинает вырисовываться. За счет этих постоянных сравнений, описаний природы-погоды, общей тревоги как-то сложно уловить, о чем, собственно, рассказывают. Какие-то сплошные ощущения. Сюжет крайне размазан. Куда-то едут (зачем? Почему?), приехали, там какие-то люди, случаются какие-то события, но насколько они важны – сложно продраться, какой-то горячечный бред.

Зачем писатели-мужчины заигрывают с чисто женским? С взрослением девочки? Мне кажется, они ничего в этом не понимают. Тем более, Пастернак – вот такой абсолютно «мужской» писатель. И странно было в его книгах обнаружить все тот же болезненный интерес к физиологии, к тому, что непринято выставлять напоказ. Откуда ему знать? Да, рассказали, наверное, конечно. Но прочувствовать, это же надо чувствовать, не надо в эти женские сферы… Заканчивается повесть так же как началась – ни конца, ни начала, будто отрывок. Но ведь это законченное произведение.

«Охранная грамота» - вначале жуткая скукота. Но это автобиографическое повествование. Прочитав краткую биографию Пастернака, становится понятно, что к чему. В самой же повести продолжается нервное, как пульс, описание. Такое ощущение, что герой постоянно мечется, куда-то бежит, хочет идеального, максимального, только высшего. Говорят, писатель таким и был. К середине втягиваешься, становится даже интересно. Но все же, в целом, Пастернак мне не близок. Так что, могу теперь сказать, что читала, серия хорошая для ознакомления, может, осилю теперь и «Доктора Живаго».

Комментарии  

0 # Ольга 14.01.2021 08:14
Спасибо за честный и очень интересный отзыв. Давно хотелось взглянуть на авторов школьной программы с другой стороны, не с той, которая отпечаталась в сознании во время уроков литературы, хотя они были крайне интересны и познавательны. Пастернак - автор сложный, согласна. Но теперь я точно обращусь к рецензируемой книге, чтобы пропустить через себя всю эту сложность, и, возможно, ещё раз дойду до "Доктора Живаго", чтобы и в нём раскрыть для себя этого необыкновенного писателя.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

"Обитель" Захар Прилепин

"Обитель" Захар Прилепин

Нельзя сказать о Горяинове, что он сделал. Но можно сказать чего он НЕ сделал.

Подробнее...
"Дни Савелия" Григорий Служитель

"Дни Савелия" Григорий Служитель

У кота множество имен и множество временных отрезков, которые он проживает с разными людьми...

Подробнее...
"Список прегрешений" Энн Файн

"Список прегрешений" Энн Файн

Интересный момент – когда вчерашний ребенок вдруг ощущает себя юношей.

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах