В этой повести есть все, за что любят Астрид Линдгрен. Приключения, дружная семья, мягкий юмор и много летних дней. А также немного зимних и весенних) Книга идеально подходит для семейного чтения. Люди любого возраста найдут в ней что-то для себя. Это типичная скандинавская сказка с хорошим концом.
Периодически Линдгрен нагнетает страсти, кажется, что беда неизбежна, но… фух, только слегка задело, прошло стороной. Ей здорово удается соблюдать законы драматургии. Особенно много в книге бережного отношения к природе, животным, что понравится подросткам. Дети в повести самого разного возраста – от 7 до 19 лет. Так что все найдут для себя интересные моменты.
Я читала у Линдгрен очень многое, поэтому вижу, как образы кочуют из книги в книгу. Здесь и меланхоличный «Малыш», мечтающий о собаке (Пелле) и энергичная самостоятельная девчушка, использующая те же приемы манипулирования родителями, как и Лотта с Горластой улицы (Чёрвен).
Стина, забравшаяся на верхушку мачты, точь-в-точь, как сестренка Эмиля. Принц, который явился после того, как поцеловали лягушку (Мы все из Бюллербю). Вилла, которую никак нельзя продать «чужакам», которые снесут ее и все испортят («Пеппи»).
Кстати, в эпизоде с усадьбой, прямо Чехов вспоминается «Вишневый сад». Только, наоборот – здесь справедливость восторжествовала, и дом достался чудаковатому главе семейства Мелькерсонов. В общем, переплетений и перекличек с другими книгами много. Но это не портит в целом впечатление. Когда прочитали уже все книги, а хочется еще, «Сальткрока» не разочарует.
Показалось, что отец семейства совсем уж карикатурно выведен. Мало того растяпа, так еще и с клоунскими замашками. А старшая дочь, Малин? Сейчас бы ее назвали жертвой. Мать умерла при родах младшего, значит, 7 лет назад. И 12-летняя девочка взяла на себя ее роль! До такой степени, что не только братья, но и отец совершенно не могут обходиться без нее в быту. По нынешним меркам, это просто чудовищно.
В целом же очень кинематографичное произведение. Таких фильмов много у американцев – семейные, про природу и жизнь где-нибудь за городом. Только книга Линдгрен многограннее и глубже.
«Сальткроку» я читала сразу после «Летней книги» Янссон. Сюжеты очень похожи. Но по настроению повести различны как солнце и луна. У Янссон повесть меланхоличная и даже какие-то нотки безнадежности в ней. Она холодная, и, несмотря на лето, какая-то морозная. У Линдгрен книга искрится счастьем, весельем, теплом. Было очень интересно сравнить эти две повести.
Комментарии
Почти вся моя семья прочла ее и была довольна, даже мой младший брат советовал ее своим друзьям в школе. Вообще книги Астрид Линдгрен великолепное чтение не только для детей, но и для взрослых. Советую!