«Американская трагедия» Драйзера – объемное, солидное произведение, которое читают уже без малого 100 лет. В чем же секрет успеха, почему оно стало классикой?
Драйзер взял за основу реальный случай – преступление, совершенное молодым человеком. Из сухой газетной заметки он воссоздал целую жизнь. Его герой Клайд Гриффитс погнался за американской мечтой, а в итоге получилась американская трагедия. Как же он дошел до жизни такой? Все становится логичным после прочтения романа.
Вот мальчик, с завистью заглядывающийся на богатых мира сего. Вот он уже юноша, который хочет «выдвинуться». Клайд честно работает, и выполняет работу хорошо. Но он понимает, что нужны связи + счастливый случай. Но вот беда – характер молодого человека таков, что не может он идти к своей цели прямой дорогой. Постоянно сбивается с пути. И все из-за женщин)
Из-за желания завоевать девушку любой ценой он первый раз попадает в переделку, да такую, что приходится бежать из города. На новом месте, кажется, выпадает удача – богатый родственник обращает на Клайда внимание, и вот он уже работает на дядиной фабрике. У него та же фамилия, и, несмотря на отсутствие денег, забрезжила возможность войти в высший свет.
Но Клайд уже успел наломать дров и видит, что дверь к богатству закрывается на его глазах. В тщетных попытках протиснуться в ускользающую щель, он идет на отчаянные, крайние меры – преступление. Не останавливается ни перед чем, но дверь захлопывается, оставляя его во мраке, лишая имени, знакомых и самой жизни. Оно того стоило?
Драйзер нарисовал портрет крайне неприятный: слабохарактерный, эгоистичный, согласный на все ради денег и положения в обществе герой, который винит в своих бедах весь свет, бесконечно оправдывая перед собой свои действия. До такой степени, что не верит, что совершил преступление, объясняя его как несчастный случай. Его довели, вынудили, так сложились обстоятельства. Все что угодно, но не он сам принял такие решения.
Книга напоминает «Преступление и наказание» Достоевского, «Терезу Ракен» Золя. Но интересный момент: в русской классике показан духовный перелом, страдания человека, осознавшего, что совершил. То же – во французской классике (там герои и вовсе сходят с ума и заканчивают самоубийством). Что же американцы? Клайд страдает не из-за того, что совершил, а из-за того, что он всеми не понят, отвержен и почему-то попал в тюрьму. Вот ведь несправедливость, по его мнению. В самом конце Драйзер пишет что-то такое о Боге, о беседе Клайда со священником. Но раскаялся ли он? Я этого не увидела. По-моему, он так ничего и не понял. Еще страннее и страшнее для меня люди, которые вполне его оправдывают. Это как маркер – как относишься к Клайду? И сразу все понятно…
Драйзер критикует современную ему Америку 20-х за бездуховность, пропасть между богатыми и бедными, судебную систему. Но, на минуточку, Америка когда-либо была духовной? По-моему, предупреждения писателей ничего не дали в случае с этой страной.