Художник 36 лет после развода с женой колесит бесцельно по стране, взяв паузу в работе. Волею судеб он оказывается в уединенном доме в горах. И там, конечно, есть тайна. Другого художника, доживающего свои дни в пансионате. Тайна, похороненная на чердаке много лет назад, которая хочет говорить…
В этом романе Мураками частично возвращается к теме «Овцы». Книга вроде как об искусстве. Да, это тоже. Но мне кажется, это не главная тема. А главное то, как завладевает людьми Идея с большой буквы. Идея хочет выразить себя через картины, или через музыку, или через книги. Причем это такая сила, которая не является ни добром, ни злом. У нее какие-то свои мотивы, неясные и зловещие. Это очень по-японски. Идея выбирает кого-то или что-то и поселяется внутри. Часто устремления Идеи так и остаются загадкой для героев Мураками. Да и для читателей тоже. Это такая тема, где каждый видит что-то своё.
«Убийство Командора» еще самый вменяемый из романов Мураками. Наверное, устал нас мучить загадками. Это увесистый двухтомник: «Возникновение замысла» и «Ускользающая метафора». Характерный стиль мэтра узнаваем сразу. Мужчина средних лет, расставание, женщины, странные звуки и явления в пустом доме, самокопание, еще несколько людей, тоже весьма неординарных, конец «пойми, как хочешь». А также подробные описания как герой ест, спит, думает (много думает), слушает музыку (джаз и классику, конечно), любит женщин.
Очень много повторений. Да, весьма похоже на внутренний диалог, но читать реально тяжело. Это я еще аудиокнигу слушала. Чуть ли не каждая глава пережевывает уже случившееся: итак, я пошел, произошло это, что же это такое и так без конца. Но, наверное, благодаря повторениям, я очень хорошо помню сюжет, хотя читала год назад.
Самокопание героя - это далеко не Достоевский – все у него какое-то поверхностное, среднее. Средний возраст, мысли о повседневных вещах. Несмотря на обилие мистики, «средний» человек обязательно себя в чем-то узнает. Наверное, в этом и есть секрет успеха этих книг.
Мураками все время раскапывает в прямом и переносном смысле с помощью своих героев разные познавательные исторические факты или что-то из восточных мифов. В «Убийстве Командора» очень интересной была история о заживопогребенных буддийских монахах.
Я уже стала было разочаровываться в Мураками, после его «Бесцветного Цукуру», но эта книга мне понравилась. В конце был намек на продолжение. Буду ждать.
Комментарии
Странно звучит: Харуки Мураками - писатель реализма.