Прошло некоторое время после того, как я прочитала роман В. Вулф «На маяк». И удивительным образом мое отношение слегка изменилось. Начинала я читать с некоторым скепсисом. Опять этот поиск новых форм в литературе, эксперименты начала века, – думала я. Поток сознания – это вообще тяжело для восприятия.
Поначалу так и было. Вас просто погружают с ходу в чью-то жизнь, не объясняя, кто все эти люди. Будто вы вдруг попали в комнату в английском доме начала 20 века, полную людей, детей, гомона, желаний, ожиданий, разговоров. Словно вихрь все это проносится перед глазами, трудно вникнуть в смысл, прочувствовать происходящее.
Да и сюжета особого нет. Семья с восемью детьми снимает дом на лето. Муж – писатель-философ, жена присматривает за детьми. В гостях у них – художница лет 30-ти и поэт, еще какие-то люди) Все это не суть важно. Семья собирается на маяк. Но кажется, этому не суждено сбыться из-за плохой погоды. Эта часть называется «У окна».
Вторая часть «Проходит время» гораздо меньше по объему. Из нее становится известно о некоторых потерях в этой семье.
Третья часть «Маяк» повествует о том, что семья, правда в значительно уменьшившемся варианте, все же отправляется на маяк, спустя 10 лет. Там же появляются прежние гости, включая художницу.
Сначала роман не произвел на меня большого впечатления. Сумбурно, непонятно. Но к середине проникаешься красотой языка и мелкими деталями, на которые обращает внимание Вулф, и они оказываются очень точны. Произнесенные будто вскользь замечания о семейной жизни, роли женщины и мужчины, отношения к детям западают в душу.
Спустя время, я понимаю, почему роман называют тонким, акварельным. Какие-то скучные для меня детали выпали из памяти, остались лишь те, которые были узнаваемы, приятны. Луч солнца, пробивающийся сквозь шторы, аромат роз в саду. Как миссис Рэмзи читает детям сказку, а параллельно думает о повседневных делах, и сама удивляется тому, что это возможно.
Интересное противопоставление «старой девы» Лили Бриско и матери семейства. В чем смысл жизни для женщины? Правда ли, что дамы не умеют ни писать, ни рисовать? Ее уверяют, что нет великих художниц и писательниц. Она не уверена в себе, но продолжает делать то, что ей хочется, пусть даже и не достигнет каких-то высот.
Миссис Рэмзи уверена в своей правоте. Счастливая женщина – ее возможности и желания совпали. Мистера Рэмзи постоянно называют деспотом. Но в чем его деспотизм, я так и не поняла. Возможно, эти моменты Вулф умышленно не показывает и достаточно этих слов?
Как должна вести себя женщина, что вообще должна женщина – эти вопросы не так уж неактуальны и сегодня, несмотря на юридическое равенство полов.
В общем, книга «На маяк» запомнилась и оставила «приятное послевкусие». А еще напомнила… Туве Янссон с Муми-троллями) Это произведение из тех, которые хочется перечитывать. Да, это настоящая классика.