Исповедь Блаженный Августин Аврелий
“Исповедь” Блаженный Августин Аврелий

Аврелий Августин Иппонийский родился 1669 лет назад (сегодня 2023 год) в Африке. Папа Августина был римским гражданином, язычником. Мама была ортодоксальной христианкой. Официально Рим принял христианство спустя 40 лет после смерти Августина.

Исповедь Аврелия Августина – первая прочитанная мною книга подобной религиозной тематики. Я не претендую на сколько-нибудь правильное ее восприятие. Но, пользуясь правом читателя, пишу эту рецензию. Возможно, кого-то покоробит мой текст, но, уверяю вас, никакого злого умысла я не преследовал. Поступал и поступаю подобно Блаженному Августину, который подробно описал в своей автобиографии (книга “Исповедь” – автобиографична) свои поиски Истины.

Филипп де Шампань Блаженный Августин

Как я вообще набрел на эту книгу? Дело в том, что я увлекся не на шутку последнее время философией и во многих книгах я встречал упоминание Исповеди Блаженного Августина. В этом году читал книгу нобелевского лауреата Стивена Вайнберга, и там присутствует упоминание этого Святого.

Так что же такое время? Если никто меня о нем не спрашивает, то я знаю — что, но как объяснить вопрошающему — не знаю.

Одна эта мысль навсегда помещает Августина в ряд Философов. И хоть сам он отрекается от философии, так как не в состоянии совместить ее с верой в Бога, но он – Философ и большая часть Исповеди – философия. Августин читал Плотина. Вообще Августин очень долго шел к Богу. Попробовав многое, он достаточно задержался на этом пути. Августин-философ, идущий к Богу, мне нравился больше. Он же, но обретший, по его словам, Бога, пытающийся объяснить священные тексты – меньше.

Так получилось, что автобиографию Блаженного Августина я читал параллельно с восьмой книгой Карлоса Кастанеды “Сила Безмолвия”. Возможно, вы знаете о основной методике Кастанеды: остановка внутреннего диалога. Привожу слова Блаженного Августина, которые, на мой взгляд, являются описанием остановки внутреннего диалога:

Пусть умолкнут волнения плоти и все представления о земле, воде и воздухе, пусть умолкнет само небо и сама душа, пусть выйдет она из себя, забыв о себе; пусть умолкнут сны и воображения, всякий язык, всякий знак, все возникающее и преходящее… О, если бы это мгновение могло продлиться!

Да, да! Я убрал места про Бога. Да, Августин хочет слышать только голос Бога. Только вот Бог Августина очень похож на Вселенную Дона Хуана. Может, они говорят об одном и том же?

У меня сложилось впечатление, что Августин Аврелий конструирует Бога. Нет, он не говорит об этом напрямую, но он постоянно пытается понять, каков есть Бог. В начале Исповеди автор объясняет, почему Бог непознаваем, и это его объяснение замечательный образец философии в духе Эдмунда Гуссерля. Но ближе к концу он пытается объяснить семь дней творения… Видимо, была потребность нести Христианство в массы, а массы требовали объяснения всего, что есть в Библии. Блаженный Августин так уверовал в то, что говорит, что допустил: “Я знаю о Тебе то, чего о себе не знаю”. Парадокс в том, что человек (автор) знает Бога лучше, чем себя.

Мне нравится подход к изучению Библии Льва Толстого. Он выучил древнегреческий язык и сделал свой перевод. Для справки: свое видение Библии Толстой издал книгой - Четвероевангелие. И если Блаженный Августин пытается искать объяснения тексту священной книги, то Лев Толстой поступил значительно радикальнее:

Началом всего стало разумение жизни.
И разумение жизни стало за Бога.
И разумение-то жизни стало Бог.
Оно стало началом всего за Бога.

Далее место из Исповеди похожее на кастанедовское “точки сборки людей сонастроены”:

Сколь ничтожны и презренны пустяки, ежедневно искушающие наше любопытство, но сколь велико их множество, и сколь многие уже пали и еще падут! Кто исчислит это? Сколько раз мы вначале слушаем пустую болтовню только затем, чтобы не обидеть собеседника, но мало-помалу втягиваемся в разговор и вот, слушаем уже внимательно, жадно ловя каждое слово. Я уже не хожу смотреть в цирк, как травят собаками зайца, но увидев то же на охоте, поневоле отвлекаюсь от мыслей своих. Нет, я не направлю в ту сторону своего коня, но сердце, пусть и ненадолго, свернет с дороги.

Итак. Более полутора тысячелетий назад жил Аврелий Августин Иппонийский. Был он человеком мудрым и пребывал в состоянии поиска Истины. Измышления он свои записывал. Прошли тысячелетия, и я читаю его книгу. Я понимаю написанное! Более того, я думаю как он! Еще сильнее то, что многие современные философы думают, как он. Это здорово! Это печально!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

“Складки на ткани пространства-времени” Говерт Шиллинг

“Складки на ткани пространства-времени” Говерт Шиллинг

Эйнштейн, гравитационные волны и будущее астрономии

Подробнее...
“Мечты об окончательной теории” Стивен Вайнберг

“Мечты об окончательной теории” Стивен Вайнберг

Физика в поисках самых фундаментальных законов природы

Подробнее...
“Был ли Бог математиком?” Марио Ливио

“Был ли Бог математиком?” Марио Ливио

Галопом по божественной Вселенной

Подробнее...

мычитаем.рф - семейный сайт о книгах