Вторая книга Марии Парр с героями «Вафельного сердца» Трилле и Леной. Им уже по 12 лет. Это так называемый жанр «янг эдалт» - литература для подростков. Она более тревожная и настроение в ней меняется так же, как у взрослеющих детей – по сто раз на дню.
Книга разделена на части. Лето, осень, зима, и снова весна. Как у Ким-Ки-Дука почти. Очень много отсылок на другие произведения. Здесь и прямое обращение к «Эмилю» Линдгрен, напоминание о Финдусе Нурдквиста в эпизоде охоты на лису. И даже Бакмана мне напомнила книга с его вечным футболом. Но все это поймут лишь любители скандинавской литературы. В маленьком произведении уместилось очень много всего. Здесь и классическое попадание в ураган, нашлось и место подвигу. Между тем и детские игры все еще занимают героев – построить плот и затонуть, например.
Персонаж Биргитта меня покоробил. Во-первых, не выглядит это органично. Девочка из Голландии. Ладно. Вегетарианка. Нууу, ок. То, что ей нравятся девочки – терпимо. Но то, что эта девочка, которая ей нравится, чернокожая - уже перебор, ребята. В Европе теперь ни одной книжки не выходит, чтобы не упомянуть что-нибудь такое-подобное?
И вот такой эльф, Биргитта то бишь, спускается чуть ли не с небес в суровую Норвегию, да еще в отдаленный район, где люди живут на хуторах по-прежнему, как их деды и прадеды, ведут хозяйство и не только едят мясо, но еще и сами его выращивают. Конечно, такая экзотика не может не увлечь обе стороны. Но будущего у них нет. Поэтому эльф должен вернуться в свое эльфийское царство)
Зато у Трилле есть Лена. Суровая норвежская дева. Вратарь и вообще (не люблю таких, если честно). Много шума, много эмоций, много претензий. Трилле на ее фоне кажется мягкотелым и вообще какой-то размазней. На самом деле это не так. По-моему, у Лены перебор с мужественностью. А Трилле вполне способен на поступки. В плане спасения деда и продирания через ураган книга напоминает даже советскую литературу с героическими мотивами.
Трилле часто думает о своей семье, о маме и дедушке. Это так трогательно. Видно, что в семьях все любят друг друга, ощущается поддержка и нормальные отношения. Переживания подростка одинаковы во всех странах мира. Книга тонкая и эмоциональная. Написано в традициях хорошей детской литературы. Поэтому она интересна и взрослым. Меня всегда удивляет, когда писатели так хорошо помнят ощущения подростковой поры. При этом нет зацикленности на возрасте. Книга о людях и о взаимоотношениях. Писать об этом всегда и просто, и сложно одновременно.
Комментарии
Сейчас тенденции такие, что как и литература, так и кино, спектакли создаются не только с учетом развлечения и воспитания маленького человека, ребенка, а мне кажется, сейчас это все направлено больше на создание диалога между ребенком и взрослым, будь то мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, воспитательница в садике и другие. Сейчас все больше ставятся такие вопросы и такие проблемы, которые ребенок узнает не только из прочитанного, а благодаря прочитанному учится формулировать вопросы и мысли и делиться с этим как со сверстниками, так и со взрослыми.
«Вратарь и море» - влюбившая в себя книга, потому что она ни сколько открывает, а сколько напоминает, тебе, взрослому о простых истинах: что такое любовь? Что такое желание? Что значит и какого это, говорить о том, что ты желаешь? Как это – говорить о своих страхах, сомнениях, о своих вопросах?
Не внедряясь в сюжет, сделаю акцент на том, что герои первой книги «Вафельное сердце» здесь уже выросли, повзрослели – и если Вы читали первую книгу, где познакомились с этими героями, Вы ощутите разницу. Герои выросли, у них уже проявляется и укореняется их характер, они вступают в споры, учатся спорить, объяснять, понимать, извиняться и принимать извинения.
Поэтому, для детей это находка. А для взрослых – то же самое, когда находишь свою старую детскую фотографию и расплываешься в улыбке от чистоты и искренности – вот такое ощущение от этой книги, очень светлое.