На прочтение этой книги меня вдохновило обсуждение на яндекс-дзене особенностей воспитания детей в СССР. Нашлась женщина, которая утверждала, что Панова, написавшая «Сережу» как раз была «на стороне» матери в легендарной сцене, где дядя Петя дает ребенку фантик, а Сережа, развернув его, говорит: «Дядя Петя, ты дурак?» После чего его наказывает мать, а отчим вечером заступается за него.
Так вот, прочитав книгу, я могу с уверенностью сказать: несмотря на то, что написана она в 50-х, это гимн гуманизму! Панова однозначно на стороне отчима. Мало того, она показывает, что происходит в душе маленького ребенка. И показывает это очень точно. На это даже обращал внимание Чуковский, а он признанный исследователь детской психологии.
Эта книга не только прекрасно написана, она еще и была новаторской в этом плане. Даже сейчас психологи отмечают, что тема детей не очень популярна в народе. А во времена СССР дети вообще должны были быть удобными, их не должно быть слышно, они не должны были досаждать родителям «своими глупостями». А должны еще при этом уважать каждого взрослого просто за то, что он взрослый.
И на этом фоне книга Пановой просто попирает основы! Ведь в ней ясно написано, что ребенок – человек, что его мнение тоже надо учитывать. Что он находится в большой зависимости от взрослых, поэтому надо бережно относиться к его эмоциям. Воспитание – это не дрессировка, а объяснения и любовь.
В книге рассмотрены основные события и явления в жизни ребенка. Вот мама снова выходит замуж, значит, появится папа. А какой он, папа? «Ты будешь меня драть ремнем?» - спрашивает Сережа. Нет, отвечает отчим, мы будем договариваться. И дальше продвигает идею гуманистической педагогики прямо по книгам современных психологов)
Конечно, и отчим Коростелев не без греха. Например, сразу после свадьбы идут к новым родственникам. Там он наливает 5-летнему мальчику рюмку вина. А Сережа, опьянев, поет песни, грубит прабабушке и засыпает, как заправский пьяница. Это разве нормально? Жуть какая-то. Хоть действие и происходит в 1947 г., но, как-то это слишком, по-моему.
Или вот тема смерти. Хоронят прабабушку. «Я тоже умру, меня закопают?» - спрашивает Сережа. Да нет, брат, что ты, - отвечает Коростелев. И мальчик счастлив. Правильно ли это? Ну, в 5 лет, наверное.
А вот татуировки дети делают друг другу грязной иголкой. Ужас. Ну и, даром не прошло Сереже, заболел он после такого. Еле выжил. Поучительно конечно, но в наше время это кошмар. Как вот так они в деревне удумали? И никто не знал, где они мотаются, что делают. А сейчас мы каждый шаг контролируем, а 5 лет – это еще младенец на самом деле. А в «Сереже» девочка лет 5-7 уже таскает с собой 6-месячного брата! Как они выживали, я не понимаю.
Мама мальчика явно не в лучшем свете. Родив второго ребенка, она совсем отдалилась от Сережи. И когда вся семья собралась в Холмогоры, его просто – напросто решили оставить на попечение родственников еще на год, а то болезненный он слишком. Отчим разговаривал, объяснял, но разве можно пережить такую обиду? В книге описаны все стадии горя. Бурное неприятие, потом ребенок затихает, наступает тоска. Читать просто невозможно.
А мать как ни в чем не бывало. В фильме еще как-то показано, что она переживает. В книге же – нет. «Есть такое слово «надо» - вот их девиз и всего того времени. И все же, дрогнул Коростелев. Взял в последний момент Сережу в Холмогоры. Но след этого уже неизгладим в душе мальчика. Конечно, по сравнению с ужасами войны это кажется сущим пустяком. Тем более сложно переоценить смелость Пановой, которая в то время написала такую книгу. Показала, что это тоже важно. И для Сережи это крайне, жизненно важно. Не только быть здоровым, сытым и одетым, а находится со своей семьей. А скольких тогда сдавали в ясли уже с рождения и далее – дет. сад, школа, летом лагерь.
Да, дети многие и дома то фактически не бывали, родителей своих не знали. А здесь такое. Нам только сейчас начали разжевывать последствия детских травм. И что такое детские травмы. А художественные книги про это писали во все времена, и даже сразу после войны. Вот что удивительно. Но не все могли увидеть, понять, сопоставить. Даже в этой, совершенно однозначной книге, некоторые не видят очевидного и все переворачивают в ту идеологию, в которой сами воспитаны. И это печально.
Комментарии