Свою оценку озвучу сразу, так как далее весь мой отзыв будет похож на отрицательный. В 2007 году я случайно набрел на аудиокнигу “Лабиринты Ехо” Макса Фрай. Понравилась мне она сразу на 10 из 10 баллов. Произведение словно было создано для усталого ума. Читаешь эту прекрасную книгу и отдыхаешь.
Мнение начало меняться после прослушивания нескольких частей фэнтези-сериала “Лабиринты Ехо” Макса Фрай. Последней прослушанной частью стало “Путешествие в Кеттари”. В тот момент моя оценка была 6 из 10 баллов. Такая нисходящая динамика связанна с повторяемостью действий в повествовании. Схема такая: “Поприкалывались – поели и попили – победили монстра - поели и попили – поприкалывались”. Мне, как читателю, сначала было интересно, а потом скучно. И я забросил Макса Фрая.
Сегодня для написания данного отзыва, чтобы освежить в памяти и не быть голословным, я вновь скачал первые части “Лабиринты Ехо”. И… влюбился в повествование с первых строк. Вот такая магия у данного произведения. Макс Фрай – альянс двух человек - Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина. Это волшебники! Их “Лабиринты Ехо” – произведение, созданное по всем канонам бестселлера, точнейшим образом ориентированного на определенную аудиторию.
Первое, что бросается в глаза – это то, что главный герой – скучающий неудачник в нашей реальности. Здесь много таких! Непристроенных и неприкаянных. Авторы книги доказывают, что это только здесь – в реальности! А вот в придуманной реальности Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина, есть тепленькое место для главного героя. Макс буквально обретает свою дхарму в магическом мире Ехо. Его там ждали! Из неудачника Макс чудесным образом становится востребованным специалистом с экстраординарными способностями. Он счастлив! Вы хотите так же?
Как отнестись к столь на первый взгляд тривиальному вопросу? Есть читатели, которые пытаются усмотреть связь между Кастанедой и Макс Фраем. Попробуйте в поисковиках набрать “макс фрай и кастанеда” – точно не промахнетесь мимо размышлений на эту тему. Отвечу всем и сразу словами Теуна Мареза:
В своем стремлении к линейному движению вперед ученики вечно оказываются не в ладах с окружающим миром по той простой причине, что их мышление остается разделяющим, а сами ученики постоянно чувствуют себя так, словно должны быть в каком-то ином месте и рядом с другими людьми и заниматься совершенно иным делом. Они очень редко понимают, что сила кроется в текущем мгновении; вследствие этого они считают, что никак не могут оказаться в нужном месте и рядом с нужным человеком и предаться нужному занятию. Для таких учеников настоящее не имеет никаких последствий. В своих попытках убежать от того, что происходит прямо здесь и прямо сейчас, они постоянно задают один вопрос: «Почему со мной происходит именно это?» Разумеется, ответ очень прост. То, что происходит здесь и сейчас, — наш билет к свободе и проход к силе, но, если вы собираетесь с толком воспользоваться даром силы, вам нужно заявить свои права на нее, а не жаловаться на происходящее.
Макс убежал от вызова. Скрылся в более удобной реальности. Макс не Воин. То, чем он занимается в Ехо никак нельзя назвать путем Воина! Да, его таланты там раскрылись. Макс к Ехо подошел как ключ к замку. Но и у Кастанеды, и у Теуна Мареза путь Воина тернист, и тем заставляет человека меняться. Конечно, с моим утверждением можно спорить. Можно утверждать, что Макс уже Воин. Вон он какой Воин – покруче остальных в Ехо. Воин Макс на своем месте в Ехо. Но что же он не вернулся в свой изначальный мир, чтобы стать еще более продвинутым Воином?
Предполагаю недовольство моим мнением многих читателей моего отзыва. Но сам я продолжаю считать, что Макс бежал трудностей. Авторы сыграли на чувствах читателей. Как здорово уйти от неуютной, безутешной, агрессивной и непонимающей тебя реальности. Как здорово оказаться на своем месте. Этим была “куплена” львиная доля читателей.
Что нового в мире Ехо? Может и есть новое, но мне показалось, что огромная доля недостатков людей из реальности перенесена в мир Ехо. С таким же успехом все это можно найти и у нас. Бубута Бох – начальник полиции Ехо, мне напомнил на все 100% мистера Лестрейда Артура Конана Дойла. Помните такого детектива из Скотленд-Ярда в книге Шерлок Холмс. Отношения между Бубутой и Джуффином Халли ровно такие как между Лестрейдом и Шерлоком Холмсом. Вся эта конструкция очень похожа. Подобным переносом недостатков реального мира и последующей безжалостной их критикой Макс Фрай напоминает мне Терри Пратчетта.
В старые мехи налили новое вино и нам понравилось. Мне тоже понравилось. Но после нескольких “стаканчиков” пить больше не хочется. На сегодняшний день я еще не читал “Хроники Ехо” Макса Фрая. Обязательно прочту!
Комментарии
Один из ранних циклов о «попаданце». Молодой человек, не востребованный в нашей реальности, попадает в иной мир, где сразу обретает друзей, уникальные способности и высокооплачиваемую интересную работу. Далее следуют 8 книг, в каждой из которых по 2-3 повести. Жанр – фэнтази в форме полицейского триллера. Весело и легко расследуются магические преступления. Хотя иногда мелькают тревожные нотки, а в последней книге оказывается, что не все так радужно и в новом мире.
Перечитав «Лабиринты» в 2020, во многом согласна с рецензией. Да, все повести шаблонны. Но глубина и серьезность тут и не предполагалась.
Отличное чтение для тех, кто хочет отдохнуть и посмеяться.
Цикл, конечно, не лишён и недостатков. Некоторая банальность в схеме повествования (как было подмечено в рецензии, пошутили-поели-победили-поели-пошутили), отсутствие личностного роста персонажей, возможно, в какой-то мере даже манера написания автора (хотя тут довольно индивидуально, кому-то нравится, а кому-то нет). Но, в целом, если вы хотите расслабиться и погрузиться в приятный и интересный мир, а не раздумывать на разные сложные темы, то я определенно рекомендую к прочтению.
Хочу отметить, что у автора простой и доступный стиль написания. Однако детективная линия в повести не соответствует заявленной автором. Рекомендую к прочтению тем, кто хочет, просто отдохнуть, а не ищет глубокий философский смысл в книге.